Бунт зэков
Заключенные димитровградской колонии №3 предъявили претензии к администрации колонии, объявили в знак протеста голодовку и начали вскрывать себе вены. Среди прочего они требовали смягчить условия содержания, освободить их от обязанности чистить туалеты и… кормить отдельно от «петухов».
Димитровградская исправительная колония общего режима №3, или просто «тройка», известна в области своей образцовостью и показательностью, а также тем, что в ней отбывает срок осужденный за убийство чеченской девушки полковник Буданов. Неофициально колония считается «красной»: большинство заключенных (всего их 1213) живут по установленному законом распорядку, а не «по понятиям», как это происходит в так называемых «черных» колониях. Массовая голодовка заключенных – явление беспрецедентное для Ульяновской области и крайне редкое для России в целом. А теперь о том, как развивались события…
Понедельник, 12 сентября. Около 9.30 в редакцию «МГ» поступил анонимный звонок:
– 116 заключенных в исправительной колонии №3 вскрыли себе вены в воскресенье, и еще около 300 – в понедельник утром.
Шокированные таким сообщением, мы подключили к выяснению происшествия все источники. К обеду начала вырисовываться общая картина происходящего. Стало известно, что в воскресенье, 11 сентября, около 20 заключенных отказались от ужина, предъявив руководству колонии ряд требований. Спустя час после начала забастовки колонию уже атаковали димитровградские журналисты. Видя, что дело приобретает общественную огласку, к бастующим присоединились еще около сотни зэков и также пригрозили вскрыть себе вены. Четверо выполнили угрозу – им потребовалась медпомощь.
В этот день, ближе к обеду, в колонию прибыли все «верхи» – от руководства управления по исполнению наказаний (УИН) до областной прокуратуры. Выясняя требования бастующих, прокурор Ульяновской области Валерий Малышев лично беседовал с каждым из них. Некоторые заключенные утверждали, что руководство колонии применяет к ним насилие, однако конкретных фактов не приводили. Несмотря на это, было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий сотрудниками администрации колонии. Начата проверка. К вечеру этого дня стало известно, что основные требования зэков сводились к тому, чтобы питаться отдельно от «голубых», получать сигареты и чай в ШИЗО (штрафной изолятор) и не чистить туалеты.
Вторник, 13 сентября. Число бастующих выросло до 180. Заключенные заявили, что распространят волну восстаний по колониям всей страны. Чтобы избежать кривотолков, прокуратура области приняла решение собрать пресс-конференцию и дать свои комментарии. На пресс-конференции было сообщено, что до тех пор, пока заключенные не совершают противоправных действий, а только голодают, наказывать их никто не будет. Что касается их требований, то они противозаконны, и поэтому не могут быть удовлетворены. Прокуратура также сообщила, что бунту зэков предшествовал перевод в «тройку» нескольких заключенных из колоний строгого режима. Не исключено, что именно они решили наладить там жизнь по своим «понятиям». Сведения о том, что отбывающий срок в «тройке» Юрий Буданов примкнул к голодающим, не подтвердились.
Среда, 14 сентября. В колонии по-прежнему проводятся проверки: одну ведет прокуратура, другую – сотрудники УИН. От завтрака отказались 142 человека. Однако очень скоро руководству колонии удалось убедить бастующих в бесполезности голодовки. К 11 часам утра все голодающие уселись за столы. Голодовка была завершена, заключенные не добились выполнения своих требований. Однако официально признается, что главной целью бунта были не «петухи» и сигареты, а изменение статуса колонии с «красного» на «черный». Об этом заявил министр юстиции РФ Виктор Чайка. Насколько зэкам удалось это совершить, станет ясно в ближайшие месяцы, а может, недели.
«МГ» следит за развитием ситуации.