Ростислав Эдварс: “Директор школы не должен быть завхозом”

Наличие своего расчетного счета и квалифицированного бухгалтера – это не требования к предприятию малого бизнеса, все это с 1 января 2006 года должно быть у каждой школы. Кроме того, каждая школа будет получать деньги в зависимости от количества обучающихся в ней детей. Многие утверждают, что это переход к платному образованию. Так ли это на самом деле? Как отразится реформа на системе образования? На эти и другие вопросы накануне профессионального праздника, Дня учителя, отвечает председатель комитета по образованию, молодежи, культуре и спорту Городской Думы, учитель школы №68 Ростислав Эдварс ( – Любая реформа наводит на мысль, а не станет ли от нее хуже? Во всяком случае, противники у реформы образования есть. – Аргументов против реформы достаточно. Финансисты говорят, что для этого нужны дополнительные компьютеры, специально обученные люди, и, наконец, что это будет экономически невыгодно городу. Что касается выгоды, мы сделали анализ одной из школ Засвияжья. По нынешней объединенной бухгалтерии дефицит школы составил 150 тысяч рублей. Мы посчитали, какие средства будет получать эта же школа, где учатся 660 человек, по новой системе, то есть по нормативу на каждого ученика, и получилось, что у них будет профицит в 340 тысяч рублей. Полагаю, что на эти деньги школа может себе позволить и компьютер, и бухгалтера, хватит и на надбавки учителям – закон это позволяет. Кроме того, у нас в Ульяновске есть наглядные примеры пользы этой системы. Посмотрите на школу №38, первую и третью гимназии. Они давно перешли на финансовую самостоятельность и считаются одними из лучших в городе. Правда, прежде им пришлось пробивать чиновничьи стены, чтобы добиться этого. Поэтому основная задача реформы – дать директорам самостоятельность. Сейчас директора штрафуют за нарушения, хотя все знают, что денег у него на их устранение нет. – Если у реформы такие очевидные плюсы, тогда откуда у некоторых директоров школ, у финансистов такое нежелание переходить на новую систему? – Я думаю, что многим просто удобно “школьными” деньгами латать дыры. Есть четкое разделение: область выделяет деньги на зарплату, а муниципалитет – на коммунальные платежи и на ремонт школ. Денег на “коммуналку”, как известно, всегда не хватает, поэтому и возникает соблазн залезть в субвенции по зарплате и перетянуть их на коммунальные платежи. Или другой пример: у нас есть директора школ, которые буквально выбивают дополнительные ставки. За это их, конечно, нужно хвалить, но, с другой стороны, у них большой фонд зарплаты, а это значит, что деньги будут взяты из фондов других школ. Таким образом, ситуацию пытаются выровнять искусственно, что в условиях дефицитного бюджета ни к чему хорошему не приведет. Рано или поздно такое выравнивание даст о себе знать. – Но как же быть, если, по официальным данным, сейчас на “коммуналку” в сфере образования выделяют всего 60 процентов от потребности? – По закону муниципалитет обязан закладывать 100 процентов. Но проблема в другом – никто в системе образования не занимался подсчетом нормативов на коммунальные платежи. Наш комитет по образованию Городской Думы сейчас настаивает на том, чтобы рассчитать норматив не только на коммунальные платежи, но и на ремонт школ. Чтобы не было перегибов, когда одна школа получила на ремонт 5- 6 миллионов рублей, а другая – 10 тысяч. Такой норматив станет механизмом, заставляющим директоров контролировать, как у него расходуются средства на свет, на воду. Сейчас во многие школы зайдите, где- то кран течет – никто не закрутит, где- то свет горит ночами. А ведь все это деньги, которые можно потратить с умом. – Если директор школы будет ремонтировать краны и выключать лампочки, не заменит ли директора- новатора директор- бизнесмен или завхоз? – Большинство директоров сейчас как раз и работают в качестве завхозов и не имеют возможности заниматься творчеством. К тому же никто не говорит, что директор должен сам заниматься бухгалтерией и хозяйственной частью. Он должен нанять для этого квалифицированного специалиста, а сам в это время заниматься организацией качественного учебного процесса. Ведь от того, насколько хорошее образование дают в школе, будет зависеть, сколько в эту школу придет учащихся и, соответственно, каков будет ее денежный фонд. Поэтому школе можно хоть золотые стены сделать, но ведь качество знаний от этого не изменится и дети туда учиться не пойдут. У нас в Ульяновске были примеры, когда люди открывали частные школы, вкладывали туда деньги, но не смогли сделать обучение качественным. Такие школы были вынуждены закрываться. – Почему реформе сопротивляются некоторые чиновники – понятно, но почему ее боятся учителя, те же директора школ? – Боятся, потому что, помимо самостоятельности, реформа предполагает и большую ответственность. В последнее время некоторые руководители школ поняли, что можно и перед коллективом, и перед родителями сказать, что мне гороно денег не дает, поэтому в нашей школе все так плохо. Это очень удобная позиция – никакой ответственности. В то же время есть директора, которым тоже денег дают мало, но они выстраивают нормальный образовательный процесс, делают качественный ремонт. – Значит ли это, что реформа еще и отсеет недееспособных директоров? – Только не реформа, а сами педагогические коллективы. Эффективность работы директора школы по новой системе станет заметна сразу. К примеру, в одной школе учителя будут получать надбавки, в другой – нет. И в таком случае свалить вину за это на гороно или чиновников будет уже нельзя. – Одна из проблем нынешнего образования – это утечка молодых специалистов. Выпускники педвузов, как правило, стараются найти более престижную работу, чем работа учителя. Позволит ли реформа привлечь в школу молодых учителей? – Молодые специалисты придут в школу, если будут чувствовать эффективность своей работы, творческую отдачу и, главное, финансовую заинтересованность, то есть когда им будут платить в школе за то, что они хорошие учителя. То, что сейчас директор школы получает две с половиной тысячи, а выпускник педвуза – 700- 800 рублей, это унизительно. Сейчас, как я уже говорил, у директоров появится возможность создать творчески работающий коллектив, эффективную систему обучения в своей школе, где будет достойная зарплата учителей.