Олигарх Дерипаска против “Руслана”

Ульяновские самолетостроительный завод «Авиастар» и авиакомпания «Волга-Днепр» хотят восстановить производство «Русланов» за счет инвестфонда. Но на государственные деньги есть и другие претенденты.

В бюджете-2006 на инвестфонд выделено 70 млрд рублей. Но как будут распределяться эти деньги, пока неизвестно. Как сообщает газета «Ведомости», одним из претендентов на эти деньги является инвестпроект «Авиастара-СП» и «ВолгаДнепра». Деньги им нужны на восстановление производства самолетов «Руслан».

«Руслан» – единственный в мире самолет, способный перевозить грузы диаметром 6,5 м и весом 150 т. С 1986 г. выпущено 56 таких машин, из которых сейчас эксплуатируются 49.

Из них 16 – у российских авиакомпаний «Волга-Днепр» (десять) и «Полет» (шесть), семь – у украинской «Antonov Airlines», 23 – у Минобороны России, два – у правительства Ливии и один – у ОАЭ. С 1992 г. на ульяновском «Авиастаре» собрали несколько «Русланов», а в 2004 г.

производство заглохло.

Включить проект в список претендентов на инвестфонд поручил своим подчиненным глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Предполагается, что весь проект будет разбит на два этапа. На первом этапе – в 2005-2017 гг. – в модернизацию завода и исследовательские работы вложат 407 млн долларов. Выпустить первый самолет планируется в 2008г., а через два года – поставить в серию. В 2010-2035 гг. начнется второй этап. Очередные вложения оцениваются в $1,08 млрд. Финансировать проект предполагается из инвестфонда, а управлять им будет компания, где 51 % пополам поделят правительство Украины и России. Выпускать самолет будет ульяновский завод «Авиастар-СП».

Авторы проекта, как пишут «Ведомости», исходят из предположения, что ежегодно спрос на «АН-124» будет расти начиная с 2005 года.

Сейчас есть заказы на 20 самолетов: от «Волга-Днепра», «Антонова», «Полета» и «Атлант-Союза» – по пять на каждого. С учетом списания старого парка и новых заказов до 2030 г.

можно продать 50-55 лайнеров. Их предварительная цена – 100-110 млн долларов. А общие продажи на 25 лет вперед – 6 млрд долларов.

Но деньги из инвестиционного фонда еще надо отвоевать. Первым в очереди за деньгами фонда, говорят, стоит не «Руслан», а проекты Олега Дерипаски по достройке инфраструктуры вокруг Богучарской ГЭС и возведению нового алюминиевого завода всего на 1,8 млрд долларов. «Ведомости» отмечают, что в августе Дерипаска заручился поддержкой Германа Грефа и Владимира Путина по своему инвестпроекту. Но члены совета директоров ЗАО «Авиастар-СП» считают,что и проект «Руслана» достоин госфинансирования, поскольку эти деньги «наукоемким технологиям нужны не меньше инфраструктурных проектов».

В Минэкономразвития уверяют, что шансы у всех претендентов пока равные. Выбирать проект будут только тогда, когда будет объявлен конкурс и собраны официальные заявки.

`Подготовил Арсений КОРОЛЕВ.