Помощь по-РАМАЗАНОВСКИ

Самый удивительный район нашей области – без всяких сомнений, Цильнинский. За последние четыре года он умудрился побывать в областной прессе и в числе самых лучших районов, и в числе самых худших, и опять стал пропагандироваться как передовик областного хозяйства. Самое интересное, что все эти метаморфозы нисколько не касались повседневной жизни района, которую сами жители вот уже лет пятнадцать оценивают только как «хреновая».

Все дело в том, в каких отношениях с областным руководством находится на данный момент глава района Ханяфи Рамазанов, который уже девять лет бессменно руководит Цильнинским районом.

А человек Ханяфи весьма своеобразный… За девять лет он сжился со своим креслом и давно почувствовал себя «непотопляемым». Главное для него – завоевать популярность в народе. По мнению недоброжелателей «цильнинского бая», достигается это просто: Рамазанов очень любит оказывать личную помощь рядовым жителям района. Делает же он это за счет специальных фондов, в которые районные колхозы в приказном порядке сдают часть своей продукции…

Впрочем, и при этом Рамазанов ведет себя совершенно по-барски: захотел – помог, не захотел – отказал. Подтверждение тому – две истории, произошедшие не так давно в административном центре Цильнинского района – в селе Большое Нагаткино.

История первая

Зам по экономике

Семья Хочегян (фамилия изменена) переселилась из Тбилиси больше десяти лет назад. Семья по-кавказки большая – девять человек. В Цильне жилья они не нашли, поселились в парке, в помещении бывшего кафе. Здесь они прожили лет восемь, и вот, наконец, главу семейства Тофика Хочегяна вызвал к себе глава района. Посетовав на то, что многодетная семья вынужденных переселенцев живет в столь ужасающих условиях, он сообщил, что районная администрация сочла возможным прислушаться к их просьбам и выделить им под собственный дом здание бывшего военкомата. Не веря своему счастью, мужчина вскоре получил ключи от нового дома, но… побывать в нем так и не успел. Через три дня Рамазанов вызвал его вновь.

– Тут такая ситуация получилась, – вздохнул он, – у нас семейство бывшего афганца тоже без квартиры мается. Ты уж им свой дом уступи, а я тебе вскоре новый подыщу, лучше прежнего будет…

Тофик к этой просьбе отнесся с пониманием: с бывшим афганцем он был знаком, знал, что тому тоже приходится нелегко… В общем, ключи от дома Тофик вернул без всяких сомнений.

– А дальше и сам не знаю, как все получилось, – говорит он теперь. – Только теперь в том доме живу не я, и не афганец, а… заместитель Рамазанова по экономике.

Иногда Тофик и его семейство приходят к дому, который они целых три дня считали своим. Его теперь и не узнаешь: новая крыша, резные наличники, огромный гараж… Постоят девять цильнинцев, посмотрят, «как люди живут», и возвращаются в свой маленький домишко на соседней улице…

История вторая

Зять главы

В колхозе «Память Ильича» Анна Ивановна Кильта вместе с мужем проработала с 1967 года. Жили хоть и небогато, но, по сельским меркам, вполне сносно. Но в конце девяностых случилась беда: сгорел дом, в котором они жили. Старики вместе с сыном, снохой и внучкой перебрались жить в бывшую конюшню. Кое-как провели туда свет, перетащили уцелевшую мебель… Так они прожили почти год. И вот, наконец, районная власть услышала их многочисленные просьбы – выделила им отдельный дом.

– Мы обрадовались, конечно, ведь уже давно все устали в конюшне жить, – рассказывает Анна Ивановна. – Муж поехал дом смотреть – вернулся в восторге! Мы начали вещи собирать, но через неделю нам сообщают: дом отдается другой нуждающейся семье колхозников, а нам остается снова ждать…

Через некоторое время в СМИ всплыло, что «другой нуждающейся семьей» является семья зятя главы района. В колхозе «Память Ильича» зять действительно работал – по словам цильнинцев, его туда оформили за неделю до вселения в новый дом, и вскоре после переезда он оттуда уволился, чтобы перейти на новое, более престижное место работы – начальником районного узла связи. Объяснить, почему выбор между работниками с тридцатилетним стажем и работником со стажем недельным руководство колхоза сделало в пользу последнего, уже некому: колхоз «Память Ильича» давно развалился, и найти его нынешнее руководство (если оно и имеется) невозможно.

Может быть, поэтому семье Кильта так никто ничего и не объяснил – районная власть о них после этой истории просто забыла. Старики еще полгода ходили в администрацию, выпрашивая для себя хоть какое-нибудь жилье, но потом, махнув рукой, купили часть частного дома за свои деньги…

Мы отвезли Анну Ивановну к дому, где она должна была жить. По сравнению с тем, где она вынуждена ютиться сейчас, дом зятя Рамазанова, конечно, кажется просто дворцом. Анна Ивановна долго смотрела на него, а потом только вздохнула: «Живут же люди. А вот мы, видно, такой жизни так и не заслужили…».