Полюби нас, как мы тебя
Российские губернаторы, как и прогнозировалось, костьми ложатся, чтобы добиться если не любви, то хотя бы внимания Владимира Путина, и, избавившись от статуса всенародно избранных, обрести новый статус – назначенных президентом. Исключений из этой линии мало.
Одно из исключений – чукотский глава Роман Абрамович. На его лице – неизменная тоска. Будь его воля, он давно бы слинял из начальников Чукотки, поскольку Романа Аркадьевича почти ничего не связывает теперь уже не только с этим дальним и пустынным (население – 53 тысячи человек) краем, но и с Россией в целом. У него все в Лондоне – дворцы, футбольный клуб, яхты, самолеты, жена, дети, деньги… Остаться еще на один срок в губернаторах Абрамовича уговорил полпред президента на Дальнем Востоке Константин Пуликовский. В политтусовке на этот счет ходит шутка, что Пуликовский сказал Абрамовичу всего три слова: «Помни о Ходорковском». Несколько дней назад президент внес кандидатуру миллиардера в парламент Чукотки, который единогласно ее утвердил.
Другим губернаторам о такой доле остается только мечтать. На что уж освоился в калмыцких степях Кирсан Илюмжинов, но и у него нервы сдали – написал заявление о сложении полномочий (хотя срок истекает только в 2007 году) и поставил перед Владимиром Путиным вопрос о доверии. Фактически пошел ва-банк и угадал: президент согласился оставить Илюмжинова еще на один срок. Это плюс к 12 годам, которые тот уже правит Калмыкией.
Буквально животом по канавам прорывался к третьему сроку губернатор Ставрополья Александр Черногоров.
У него все было вроде бы на мази, документы ушли уже в Москву, но тут во время «прямой линии» страны с президентом одна тетка пожаловалась Путину, что в крае царит очковтирательство.
Больше года власти обещали сделать водопровод в их хуторе, но так и не сделали. Президент нахмурился и сообщил тетке, что пока к ней не придет вода, документам на переназначение Черногорова он хода не даст. Что тут началось! Ставропольскому отделению «Единой России» даже померещилось, что ветер меняет направление, и партия отказала Черногорову в поддержке, поставив на другого кандидата. Но промахнулись: Владимир Путин только что предложил утвердить Александра Черногорова в должности.
Правда, после того, как Черногоров приехал в Кремль и сказал, что в крае собран самый большой за 200 последних лет урожай хлеба.
Среди «не сдающихся» – мэр Москвы Юрий Лужков, заявивший как-то, что ставить вопрос о доверии он не будет. Эксперты полагают, что Лужков боится – на Москву слишком много охотников, и мэр почти уверен, что кресло градоначальника из-под него тут же выдернут. Хотя Лужков-то может позволить себе побыть и всенародно избранным – бюджет столицы исчисляется чуть ли не триллионом рублей.
Хуже главам бедных регионов. Как нашего, например. С одной стороны, у нас нет, как у Черногорова, рекордного урожая, чтобы можно было удивить им Путина. А с другой, не будучи назначенцем, труднее получать помощь от Москвы. Но, по слухам, дело с переутверждением Сергея Морозова сдвинулось с мертвой точки, и в декабре это, скорее всего, произойдет.