«Скорой помощи» нужна скорая помощь

В последнее время по всем центральным российским каналам прокатилась череда репортажей о катастрофическом состоянии службы «скорой помощи» в Ульяновске. Местная пресса, за редким исключением, по этому вопросу до сих пор хранит молчание. «Молодежная газета» решила разобраться в ситуации…

Факты со станции скорой медицинской помощи действительно поражают: 52 стареньких «УАЗика» на 750 тысяч жителей областного центра и более 700 звонков в день от тех, кто нуждается в помощи. Тысячи километров на счетчике каждого автомобиля, и общий долг автопарка за ГСМ – более четырех миллионов рублей… Вот уже второй год «санитарки» вынуждены заправляться в кредит – деньги на бензин для «скорой» из бюджета не поступают. В этом году, за счет сокращения расходов на участковых врачей, городскому комитету здравоохранения удалось выделить на бензин около 3 миллионов 150 тысяч рублей. Это потребность… на один квартал. Где-то под новый год эти деньги закончатся, и чем тогда медики будут заправлять свои «неотложки» – никому не известно.

Но нехватка средств на бензин – это еще полбеды. Парк машин устарел процентов на 70. Как признался нам один из работников «скорой помощи», им постоянно приходится латать в машинах прогнившие полы и протекающие крыши… По сути, перевозка на таких автомобилях больных людей – огромный риск для их жизни. Но врачам деваться некуда – других машин просто нет. Впрочем, нередко автомобили «скорой помощи» простаивают из-за отсутствия запчастей и аккумуляторов. Тогда диспетчерам службы «03», вместо того, чтобы выслать автомобиль, приходится консультировать больных по телефону. На диспетчеров, вообще, в последнее время легла огромная ответственность, ведь именно им, при получении вызовов, необходимо оперативно решать, кому помощь нужна прежде всего (обычная картина в диспетчерской: рядом с каждым работником разложены стопки заявок с отложенными вызовами – эти случаи сочли не такими срочными, к ним машину отправят позже, если, конечно, вообще отправят). Понятно, что ошибиться при этом легко, а расплатой за каждую такую ошибку может быть чья-то жизнь.

Врачи говорят, что станции «скорой помощи» терапия уже не поможет – нужна реанимация. Треть автопарка на приколе, а из двух поломанных машин фактически приходится собирать одну. Еще год-два – и в Ульяновске не останется ни одной работающей машины «скорой помощи». Что в связи с этим предпринимает власть? В начале года мэр Сергей Ермаков подарил БСМП несколько новых «УАЗиков-санитарок», а в настоящее время городские власти ведут переговоры о покупке военных «УАЗов» со складов разукомплектованных гарнизонов. Понятно, что все эти меры (как и перераспределение средств с участковых врачей на бензин для «скорой») – временные, и серьезно исправить ситуацию они не могут.

Сейчас ульяновские медики с трепетом ждут назначенного на ноябрь визита главы Минсоцздрава Михаила Зурабова. По их мнению, реально решаться проблемы «скорой помощи» в Ульяновске начнут только после непосредственного вмешательства из Москвы – у ульяновских властей для этого нет ни средств, ни, похоже, желания. Впрочем, желание Зурабова решать проблемы ульяновцев тоже под большим вопросом. Скорее всего, это не более чем последняя надежда работников умирающей ульяновской «скорой помощи»…