Куда прешь…

В случае претворения в жизнь объявленной программы повышения безопасности на дорогах России часть гаишников потеряет работу, а сохранившие ее станут, скорее всего, богаче.

Программа, которую обсуждали во вторник на Совете Безопасности, где Владимир Путин потребовал принять соответствующие меры, разрабатывалась не один месяц. А об огромном числе людей, гибнущих на российских дорогах, говорят уже много лет. Как и о том, что немалая доля вины за их гибель лежит на водителях. Правила дорожного движения давно перестали быть в России чем-то обязательным.

Вторая причина высокого травматизма – сами дороги. И то, и другое предстоит исправлять в рамках одобренной на СБ программы.

Водителей будут воспитывать штрафами, которые вырастут. За особо грубые нарушения ПДД (выезд на встречную полосу, пересечение сплошной линии, превышение скорости, езда в нетрезвом состоянии и т.п.) – в разы.

Считается, что высокие штрафы – практически единственное средство воспитания граждан за рулем. Об этом же говорит и мировая практика – за границей штрафы исчисляются сотнями и тысячами долларов.

Но данная стратегия имеет один большой изъян, называется он коррупцией.

Чем выше штрафы, тем больше вероятность, что «проблему» водители будут стараться решить на месте, то есть дав взятку инспектору ГИБДД. Причем в меньшем размере, чем официальный штраф. Разработчики программы, кстати, знают о такой опасности, но говорят, что дисциплина участников движения все равно повысится, а число жертв сократится, ведь и инспекторам каждый раз платить будет накладно.

В качестве одной из мер борьбы с коррупцией взимание штрафов предлагается автоматизировать. Это когда на дорогах стоит техника и регистрирует нарушение. В частности, скоростного режима, одновременно фотографируя момент самого нарушения.

Потом фото и квитанция на штраф отсылаются водителю.

Но внедрят такое дело, наверное, еще не скоро, а вот штрафы повысят уже не сегодня-завтра. Наблюдатели, кстати, прогнозируют, что, когда заработает техника, часть сотрудников ГИБДД окажется лишней и будет, вероятно, уволена. Зато оставшимся смогут, дескать, повысить зарплату.

А кто займется дорогами? С этим сложнее. Финансировать программу планируется из двух источников – из федерального бюджета и из бюджетов регионов. Причем дорожные работы – в основном за счет регионов. Во что это выльется в нашей нищей области, предсказать нетрудно. В лучшем случае в так называемый ямочный ремонт.