Ребенок проучил пьяное село… собственной смертью

9 ноября 11-летний Антошка Леванов вышел из школы вместе с другом Серегой. Товарищи добежали до родной улицы и разошлись: Серега побежал домой обедать, а Антошка… Неуверенным шагом добрел до сарая, приладил спортивные штанишки к балке на потолке, поставил стульчик, затянул петлю и шагнул…

Это нельзя понять

Село Канадей (Николаевский район). 11 ноября. День похорон Антошки. Канадейская средняя школа гудит, как муравейник: ребята обсуждают поступок Антона, как взрослые.

— У нас было много версий, — закатывает глаза худенькая шестиклассница. — Наверное, он хотел так попугать свою бабушку, чтобы она больше не пила.

Преподаватели высказываются не столь откровенно…

— Мы склоняемся к тому, что это был несчастный случай, — заявила корреспонденту «Молодежки» завуч Канадейской средней школы Вера Вдовина. — Антон, конечно, сирота, они со старшим братом Колей рано остались без родителей. Но оба мальчики положительные. В семье все было в порядке. Что бабушка пьет, это, скорее всего, слухи. По крайней мере, в тот день, когда это случилось, бабушку вызывали по опекунским делам в Николаевку, и она пьяной быть не могла.

Действительно, в тот день баба Валя — опекун братьев Левановых, 16-летнего Коли и 11-летнего Антона — вместе с дочерью отправилась в районные органы опеки и попечительства и утром была абсолютно трезва. Однако домой женщины вернулись, уже употребив «литру водки», купленную тут же, в селе (этими данными располагает и прокуратура Николаевского района). В пятом часу вечера бабка вдруг вспомнила, что у нее не кормлены свиньи. Она выкатилась из дома на ватных от выпитого ногах, отворила дверь сарая, где хранилась кормовая картошка… да так и села. В сарае, на собственных штанишках, висел ее младший внук. Он был еще тепленький. Трясущимися руками бабка сняла мальчика и пыталась привести его в чувство. На ее крик сбежались соседи.

— Когда мы прибежали — рассказывает одна из соседок, — кто-то уже вызвал «скорую» и пытался делать искусственное дыхание. А бабка пьяная, ничего не соображает, только приговаривает: «Батюшки, батюшки…». Я не выдержала, схватила ее за ворот — и об стенку!

Это нельзя простить

На похороны Антона Леванова собралось все село. Школьники и учителя, родственники и соседи, сотрудники сельской администрации и просто прохожие. Никто не плакал навзрыд — толпа гудела. Людей разбирала злость. Идя за гробом, люди едва не кричали:

— На куски бы их разорвать!

— Судить их надо! И бабку, и дочь ее! А органы опеки куда смотрели?!

Действительно, куда?..

За последние шесть лет один за другим погибли все самые близкие люди Антона и Коли Левановых. Сначала мама — в 1999 году она попала в автомобильную аварию. Отец так и не оправился после смерти жены, и всю свою дальнейшую жизнь свел к трем годам беспробудного пьянства. Он умер в 2002-м. Женщина, которая жила с ним последнее время, искренне любила его детей, но она не была ему женой, и потому ребятишек ей не отдали. Опекуном назначили бабушку по линии отца. Вместе с заботами о детях пожилой женщине достался доход приблизительно в 8 тысяч рублей ежемесячно — опекунские деньги и пенсия по потере кормильца. Для сельской семьи доход очень хороший. Но попадали ли эти деньги детям? По словам соседей, старшему Коле частенько приходилось ругаться с бабкой, чтобы эти деньги не пропивались, а шли на питание и одежду для братьев… Да что и говорить, дети даже жили не с бабушкой, а в доме, оставшемся им от умерших родителей. Там старший Коля сам готовил, стирал, мыл полы. Антошка помогал. К бабушке ребята приходили только ночевать, и то не всегда…

— А как там жить-то? — негодуют соседи. — Пьет она беспробудно. И дочь ее тоже. Как запьют — дети голодные ходят.

Некоторое время назад, увидев, что происходит с ребятами, одна из тетушек, живущая в Самаре, предлагала забрать Антона к себе — усыновить обоих ей не позволяла жил-площадь. Но органы опеки Николаевского района снова приняли решение в пользу бабушки — не разделять братьев. Теперь мальчишек разделила петля, подвешенная в старом сарае…

— Теперь и Кольку спасать надо, — шептали нам женщины, шедшие за гробом. — Вы там, в городе, как-нибудь посодействуйте. Может, поможете его в Суворовское училище устроить.

Спасите Канадей!

Пройдясь по селу, мы выяснили, что так, как жили до сих пор братья Левановы, живут многие местные ребятишки.

— Работы в селе почти нет, — рассказывает пожилой мужчина. — Все едут в Сызрань. А кто остается — живут за счет пенсии, или самогоном торгуют. Вот в этом доме, например, женщина живет. У нее сын во втором классе. Каждый день приходит со школы, а мать пьяная. Что мальчика ждет? Вы же в Ульяновске работаете, вас губернатор читает, напишите, что СЕЛО СПАСАТЬ НАДО!

А что, так и напишем… Уважаемый губернатор Сергей Иванович Морозов, уважаемое областное Правительство! Когда в петлю лезут 11-летние дети из утопающих в самогоне сел — это трагедия для всей области. Это сигнал для власти. 11-летний Антошка Леванов доказал, что и дети могут бороться с пьянством. Своими методами. Стоит ли ждать еще доказательств?

И еще один вопрос к областной власти: вы считаете нормальным, когда органы опеки назначают опекунами пьяниц? Вы считаете нормальным, когда завуч школы не знает, что творится в доме у его воспитанников-сирот? Нам кажется, что нет…