Областная власть выявила слабые звенья

Областное правительство работает чуть больше четырех месяцев, а в нем уже обнаружились слабые звенья. Термин “слабое звено” прозвучал в докладе губернатора области Сергея Морозова на встрече с областным активом 18 ноября. По словам Морозова, правительству не хватает “заточенности” на результат. К слабым звеньям Морозов отнес:

– департамент социально-экономического развития (Дмитрий Гудз), который, как сказано в докладе, не в полной мере выполняет функции аналитического центра; – министерство финансов (Алексей Пантелеев), где наличествует “закостенелость в решении проблем”, отчего финансовые ресурсы привлекаются вяло; – департамент информатизации и связи (Евгений Никифоров) и департамент природопользования и экологии (Виктор Евстифеев) – к обоим у губернатора серьезные претензии; – министерство сельского хозяйства и продовольствия (Александр Якунин), у которого, как оказывается, недостаточно четко определены функции, а министр, защищая АПК, подчас не видит “инерции мышления ряда руководителей”; – блок трудовых ресурсов и социального развития (куратор блока Александр Иванов получил упрек в недостаточной “самоотверженности” на своем посту); – представительство области при правительстве РФ (Шамиль Идрисов) – имеется “неудовлетворенность” и его работой; – “промышленное” министерство (Александр Пинков), которое не пресекает схемы “оптимизации” налогообложения, проще говоря, не препятствует уходу предприятий от налогов.

Кстати, перед Пинковым поставлена задача повысить темпы роста областной промышленности до 10-12 процентов, что в шесть раз превышает прогноз Минэкономразвития для Ульяновской области, задача плевая для большевика с наганом, но малость утопичная для гражданского министра.

Трудно понять, как при таком количестве слабых звеньев вся исполнительная цепь еще не рассыпалась. Более того, по официальной статистике, за 10 месяцев удалось ликвидировать падение промышленного производства, а число жителей области, живущих за чертой бедности, сократилось с 33 до 29 процентов.

Характерно, что непосредственный шеф всех этих слабых звеньев, то есть председатель правительства Александр Майер, персональной критики избежал, а ведь именно он отвечает за работу правительства в целом. Пока Морозов вставлял критические шпильки подчиненным премьера, тот ни разу не подпрыгнул хотя бы из сострадания.

Вне критики оказался и идеолог создания областного правительства Александр Большаков. Как сообщил в кулуарах заседания один из областных министров, Большаков и готовил зачитанный губернатором доклад, так что себя ругать ему было не с руки.

Легко заметить, что большинство из раскритикованных министров и руководителей департаментов – это местные кадры, не “варяги”, причем некоторые из них работали в администрации Шаманова. Возможно, раскритикованные чем-то не угодили лично Большакову, в связи с чем можно предположить, что вскоре часть “местных” министров заменят на других людей.

Сергей Морозов объявил о предстоящей “перенастройке” правительства. Сегодня у его председателя Майера два первых зама: один ведет экономический блок (Олег Доничев), другой – социально-трудовой (Александр Иванов). Теперь функции первых замов будут расширены: один будет отвечать за реализацию четырех национальных проектов, провозглашенных Путиным, другой – за реальный сектор экономики в целом. Скорее всего, это потребует смены кого-то из первых замов (сдается, что сменят все-таки не Доничева). Очевидно одно: можно красиво отрапортовать Путину, что его указания моментально приняты к исполнению, но вменить одному заму реализацию столь разнородных проектов (образование, здравоохранение, сельское хозяйство, жилищная политика) – значит, сложить в одну корзину четыре тяжеленных яйца от разных птиц (вернее сказать, драконов). Этот несчастный зам если и поднимет эту корзину, то, скорее всего, ее уронит – со всеми национальнымияйцами.

Морозов также объявил о создании отдельного министерства инвестиционной политики и еще министерства по управлению государственным имуществом и земельным отношениям (комментарий депутата ЗСО Александра Кругликова: “У нас имущества нет, а министерство имущества будет!”). Губернатор намерен также подстегнуть административную реформу: укрепить свои контрольные функции, оценивать работу чиновников по измеряемому результату и наказывать их рублем за бездействие, устранить дублирование функций в исполнительной власти. (Кстати, про то, что реформа исполнительной власти – разделение ее на администрацию губернатора и правительство – изначально закладывает дублирование функций, наблюдатели говорили с самого начала.) А заварил эту административную кашу Александр Большаков. “Структурная схема правительства “очищена”, она функциональная, она четко подходит под отраслево-ресурсный подход, – говорил он в июне. – Губернатор доверяет правительству ресурсы области с одним требованием: чтобы ресурсы эффективно использовались и наращивались”.

Вот по этому поводу – эффективного распоряжения ресурсами – есть много сомнений. Пока что наиболее заметно наращиваются расходы на управленческий аппарат: по словам того же Кругликова, они составят пятую часть областного бюджета-2006.

В частности, финансирование работы Заксобрания достигнет около 100 млн рублей в год – ненамного меньше, чем обходится области детская многопрофильная больница (120 млн). Областные чиновники уже не помещаются в Белом доме на площади Ленина и постепенно “переползают” в Дом советов. Депутат Кругликов предложил наложить мораторий на рост административных расходов. Он также заявил, что, выделяя 30 млн рублей хоккейной команде “Волга”, мы “финансируем расстройство”: “Народ приходит на матч, “Волга” проигрывает, люди с горя напиваются”.

Итак, спустя короткое время выяснилось, что правительство недостаточно “очищено” и требует дополнительной “зачистки”. Кто под нее попадет – скоро узнаем.

Напоследок – цитата из Сергея Морозова: “Хочу вместе с вами жить в уютном, теплом, красивом субъекте Федерации. Сделаю для этого все, что от меня зависит как от губернатора и мужчины”.