У “советских” жителей появилась надежда?
В минувшую субботу состоялась встреча медработников, уже почти десять лет живущих в общежитии гостиницы “Советская”, с депутатом Гордумы Вадимом Харловым. Речь шла о том, сколько еще люди могут существовать на птичьих правах: новорожденных детей не прописывают, в очередь на жилье ставят не всех, арендная плата немалая, а жилплощади, напротив, не хватает. И главное – никакой надежды на собственную квартиру. Харлов пустых обещаний не давал, но предложил решить вопрос с жильем в течение нескольких лет и с условием привлечения средств самих жильцов. На размышление медики взяли десять дней. Время пошло.
Безысходная ситуация длится без малого десяток лет. В 1996 году распоряжением Юрия Горячева часть ульяновских медработников получила комнаты в не очень востребованной гостинице “Советская”. Тогда люди восприняли это как подарок судьбы. Во-первых, гостиница – это все-таки не “социальное жилье” с удобствами на улице и дырами, из которых течет. Во-вторых, решение проблемы называли временным, через три года людей обещали обеспечить полноценным жильем. С тех пор прошло почти десять лет. Семьи росли, рождались дети, некоторые уже успели закончить университеты.
Сейчас в общежитии прописано 172 человека, из них 46 детей. В прошлом году людям предложили встать в очередь на жилье. Но муниципалитет квартиры будет давать, если будет, очередникам 1984 года из общегородского списка. Новорожденных детей (таких в этом году четверо) в гостинице не прописывают. То есть сведения о составе семей не вполне достоверны. Субсидии здесь не действуют, льготы на ребенка-инвалида – не считаются. У Людмилы Казаковой – трое детей, один – инвалид. Она стоит в льготной очереди на квартиру, но впереди нее 27 многодетных семей. Если учесть, что строительство муниципального жилья находится в коматозном состоянии, на собственную квартиру может надеяться только младшее поколение из живущих в общежитии. На самом деле, не могут и они.
131-й закон обрубил последние надежды “советских” жителей. По нему вся муниципальная собственность должна быть распродана до 2009 года. Гостиница “Советская” – в том числе.
Не трудно представить, что станет с общежитием, когда здание окажется в руках частника. Да ничего не станет. Его просто не будет, а людей побыстрому рассуют по норам, дав, как уже было, обещание “на три года”.
Но в данном случае все может сложиться подругому. Дело в том, что город и область заинтересованы в строительстве в Ульяновске многопрофильного спортивного комплекса для проведения соревнований по автомотоспорту на российском и международном уровне. Там должны разместиться гоночные трассы, парк экстремальных видов спорта, детские спортшколы, готовые принимать ежедневно 800 ребят. Понадобится и современная гостиница для гостей и участников соревнований. Комплекс – проект ульяновского бизнесмена Вадима Харлова. Под него из федерального бюджета планируется привлечь 515 миллионов рублей по федеральной целевой программе. Местная власть намерена участвовать в проекте своим имуществом, в частности, гостиницей “Советская”. При этом у мэрии останется блокирующий пакет акций. В ближайшие пять лет в результате деятельности комплекса планируется пополнить казну на 600 с лишним миллионов рублей.
Харлову вместе с гостиницей достаются и ее проблемы, главная из которых – общежитие. Не откладывая, он встретился с его обитателями. О чем говорили? О том, что за 17-метровую комнату приходится платить 1100 рублей, о том, как дерут “по-среднему” за электричество.
О том, что когда-то обещали бесплатные квартиры, теперь на это мало надежды. Что если б были деньги, давно построили бы собственное жилье, если государство так кинуло своих граждан. Но зарплаты у медиков не выше пяти тысяч со всеми подработками и дежурствами, а поднимать ее операционным сестрам, к примеру, никто не собирается. Из чего копить деньги?
Вадим Харлов не обещал золотых гор собравшимся, в основном женщинам с детьми. И тем внушал доверие. Предлагал выработать такое соглашение, чтобы без обид все были в равных условиях. При этом нужно руководствоваться установленными законом нормами метража на человека и на семью. Обещал дать кредит в банке принадлежащей ему компании с низким процентом и рассрочкой на пять лет. Прозвучало на собрании, что это может быть за жилье – или строительство нового дома, или “незавершенка”, или не использующийся по назначению детсад, или просто покупка квартиры.
Что в один момент проблема не решится, надо три-пять лет.
Под конец встречи Харлов на вопрос, реально ли решить проблему с общежитием, отвечал положительно.
– Если бы я не был реальным человеком, я бы сюда не пришел. При соблюдении всех условий, о которых мы говорили, вопрос можно решить. Но другого пути нет, как выработать единые правила, под которыми подпишутся все 100 процентов жильцов, и выполнять их.
Вряд ли у “советских” жителей уже завтра настанут легкие времена. Одни из них намерены дожидаться бесплатной квартиры, другие предлагают создать акционерное общество с участием частных и государственных вложений. Писали они губернатору о своей проблеме – не получили ответа. Писали президенту – жалобу спустили в областное правительство. Но вот теперь к ним пришел человек и предложил решать проблему вместе. И у них появилась надежда.