Куда несешься ты?

Наш регион, измученный и разоренный «мягким вхождением в рынок» и бесконечными переделами собственности, готов припуститься вприпрыжку, вровень с экономическими лидерами – Пермским краем, Новосибирской областью и пр. – реализовывать в полном объеме новый закон о местном самоуправлении. Вот так и живем – то полностью игнорируем «генеральную линию партии и правительства», то сломя голову бросаемся претворять ее в жизнь, совсем как тот товарищ, которого заставили-таки молиться Богу. И чтобы – впереди всех! В числе восьми регионов мы отказались от отсрочки до 1 января 2009 года, предоставленной субъектам Федерации для внедрения 131-го закона, и с 1 января 2006-го вводим его на всей своей территории в полном объеме. Приведет ли новый закон вкупе с другими реформаторскими актами к процветанию на нашей земле? Представители власти демонстрируют оптимизм. Но чем ближе к земле, тем больше вопросов и меньше ответов.

Шаг-то, конечно, смелый…

25 ноября депутат ЗСО, зампредседателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Расих Гатауллин дал местным журналистам разъяснения по вопросам, связанным с реализацией ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории Ульяновской области. По его словам, принятый в 2003 году, «131-й закон в первоначальной редакции содержал столько изъянов, что создавалось впечатление, что его создали люди, никогда не выезжавшие за пределы Садового кольца». С тех пор, в основном по инициативе из регионов, в него было внесено более 100 изменений.

Но и в измененном виде закон пока явно далек от совершенства: «не продуман ряд вопросов по передаче полномочий и передаче имущества». В законе перечислено 27 полномочий, которые будут выполняться органами местного самоуправления. Среди них есть и бывшие ранее в ведении субъекта РФ, федеральных органов власти. Часть полномочий передается с районного уровня на уровень сельских поселений. Предстоит и передача имущества. «Необходимо его оценить, составить техпаспорта, зарегистрировать в Департаменте право собственности, в ряде случаев – через суд, – пояснил депутат, – и абсолютное большинство имущества на сегодняшний день подлежит ревизии, переригистрации. Эти вопросы невозможно решить в течение нескольких месяцев, – добавил он, – на это потребуется, возможно, даже несколько лет”. Депутат достаточно подробно остановился на финансовых и кадровых вопросах, которые, по сути, повисли в воздухе. И над уставами новых органов нужно работать в пожарном порядке.

Проанализировав сигналы из регионов и сознавая всю сложность, депутаты Госдумы внесли в октябре 2005 года в ФЗ-131 очередное изменение, предусматривающее переходный период до 1 января 2009 года. И тем не менее в четверг, 24 ноября, уже наши, областные, депутаты ЗС приняли закон, согласно которому конкретно наша область от предоставленного переходного периода – отказывается.

«Да, это очень ответственный, очень смелый шаг», – заявил Расих Гатауллин.

Что смелый – это точно.

Нам помогут?

В областном бюджете на 2006 год предусмотрены компенсации и субвенции муниципальным образованиям – более 1 млрд. 300 млн. рублей. «Вполне вероятно, что этих денег может и не хватить, – сказал Расих Гатауллин, – Вполне вероятно, что в течение года будут вноситься коррективы в областной бюджет».

Каков же смысл такой спешки? Один из аргументов «за»: «Нам поможет Москва». Показав свое рвение и готовность, мы заработаем финансовую поддержку из федерального центра и наше вхождение в 131-й закон пройдет, хоть и менее плавно, но в конечном итоге – легче, чем у других. «По-моему, на самом высоком уровне, в Госдуме и в Правительстве было заявлено, что такие регионы (т.е. вступившие в 131-й закон с 1 января 2006 года) могут рассчитывать на дополнительные дотации из федерального бюджета», – поделился с журналистами своими предположениями депутат.

Кроме того, пути к отступлению уже нет, поскольку в мае 2005 года прошли уже выборы глав и депутатов в новых территориальных образованиях – сельских поселениях, и негоже им находиться в двусмысленном положении: должности есть, а реальных полномочий – нету.

Готовы учиться на собственных ошибках

На вопрос, какова, по его мнению, степень готовности региона вступить с 1 января 2006 года в 131-й закон, Расих Гатауллин ответил: «Степень готовности к реализации 131-го закона можно будет определить в течение нескольких месяцев с начала работы в новых условиях, поскольку, как в любом новом деле, невозможно заранее предусмотреть все нюансы».

Итак, регион, под руководством губернатора ринулся исполнять закон, продуманный еще менее, чем пресловутая «монетизация льгот» и влекущий за собой куда более глубокие общественные последствия.

Притормозить хотя бы на годик, посмотреть, как у других получается, да самим на их ошибках поучиться – так подсказывает здравый смысл. Да подождать, когда на земле хозяйства воспрянут (а это происходит), и на все 100% смогут пополнять казну сельских поселений. И еще – хватит с нас в 2006 году и такой прелести, как новый «Жилищный кодекс», в котором тоже – черт ногу сломит. А все сразу – это уже какая-то новая «шоковая терапия» получается. Выдержим ли?

Вопросов больше, чем ответов

В районах области проходят семинары-совещания и круглые столы, посвященные предстоящему вступлению области в 131-й закон. Нам удалось побывать на одном из таких мероприятий, состоявшемся в прошлую среду в п.г.т. Рязаново Мелекесского района и поговорить с народом.

Владимир Тигин, глава Мелекесского района

Корр. Владимир Павлович, не стоило ли, на Ваш взгляд, подождать с введением 131 закона и воспользоваться отсрочкой до 2009 года?

Мне кажется, мы не спешим, а может быть… где-то еще вчера ряд вопросов нужно было решить. Почему? Мы «мягко» уже входили в рынок. Имеем то, что имеем. Нам приходится сегодня догонять. Потом, я считаю, что надо идти именно по этому пути. Вот расслабляться еще год-два-три-четыре – оно нам ничего не даст положительного, боюсь – ни в организационном плане, ни в плане экономического развития. Мы целиком и полностью поддерживаем поставленную задачу и путь, избранный в полном объеме и с нового года. Да, будут вопросы, да будут издержки. На то мы все – избранные, поставленные, назначенные, чтобы устранять, решать на всех уровнях в рамках полномочий те или иные проблемы. Конечно, они будут, это много нового, непонятного, интересного. Конечно, нам, как всегда, не хватает денег. Как всегда хотелось бы больше. Но уже сам факт, что в будущем году бюджет будет в 2 раза больше, чем было вчера, вселяет оптимизм. Ведь эти деньги не уйдут куда-то за пределы области. Они останутся здесь. Фонды компенсации, перераспределения – дойдут непосредственно и до поселений, и до муниципального района.

Замглавы администрации Мелекесского района по экономике, промышленности и транспорту Александр Шаталюк.

Корр. Что нового несет 131 закон?

Как – что нового? Вообще, все новое. По иному жизнь начнется! Для этого и сделано: поселения будут обладать правом самостоятельности. У них будет своя налогооблагаемая база, они будут жить на свои средства, которые соберут. И у них будет совет депутатов, они будут самомтоятельны в своих решениях. Будут самостоятельно распределять деньги и жить именно на то, что они соберут. Конечно, у многих поселений мы заранее видим, что денег не хватает на жизнь. Для этого будет фонд выравнивания в районе и в области. Мы поселениям будем помогать. На сегодняшний день у нас ни одно поселение пока по сути дела… своих денег им не будет хватать. Им надо будет работать над тем, чтобы привлекать сюда какие-то предприятия, организовывать новые рабочие места. Конечно, закон еще сырой, и многие об этом говорят… И, по сути дела, измененния к нему уже идут, но тем не менее, мы в него вошли, другого пути у нас уже нет.

Рамиль Тагиров, глава Лебяжьинского поселения. (Центр – село Лебяжье) Мелекесского района

Корр. Как Вы представляете свою роль и роль возглавляемой Вами территории?

Скажем так. У нас раньше социальная сфера была вся на колхозе, СПК. Везде были СПК, они занимались и клубом, и благоустройством и т.д. Сейчас в связи с тем, что от СПК все это уходит, создаются органы местного самоуправления, которые будут заниматься именно этой проблемой. То, что мы можем взять на себя – благоустройство, освещение, кладбища, культуру, спорт… Скажем, то, что не относится к категории государственной безопасности. Вот это и отдали в местное самоуправление. То есть вернулись к тому, что было 100 лет тому назад. Собственный бюджет будем формировать. И на этом бюджете – жить. Бюджет, он практически уже – доходная часть сформирована, потому что знаем, какие налоги к нам идут. Юридическое лицо будет – только Лебяжьинское поселение. А вместо поселковых администраций – пока не знаем. Предполагаем там тоже оставить людей, чтобы народ из восьми деревень не гонять за каждой справкой в Лебяжье.