В чей карман течет минеральная вода «Волжанка»

Что мне нравится в карьерах местных олигархов, так это то, что любая из них показательна – в том смысле, что по ней можно легко увидеть, почему мы с вами живем так, как мы живем, и кто

в этом виноват……

Вот, например, Михаил Александрович Горшков… Кто не знает Михаила Александровича, депутата ЗСО, хозяина Ундоровского завода минеральной воды «Волжанка», известного мецената (так он, во всяком случае, любит представлять себя в печати) и бывшего председателя Совета Ульяновского «Облпотребсоюза»? Да все его знают! Вот только знают ли, каким образом Михаил Александрович «дорос» до таких вершин? Знают ли о той стороне его деятельности, которую Горшков не любит афишировать?

Опустим розовые годы детства и юности Миши Горшкова. Ничего особенно выдающегося в них все равно не было: родился, учился, женился… Короче, все, как у всех. «Поперло» Мише весьма неожиданно: после того, как губернатор Горячев, у которого он ходил в любимчиках, назначил его на должность директора Ундоровского завода «Волжанка», входившего в структуру Ульяновского «Облпотребсоюза» (поговаривают, что Юрий Фролович «упрятал» его на этой должности после снятия последнего с должности председателя правления Ульяновского РАЙПО после какого-то скандала).

Тут-то Михаил Александрович и развернулся. Он понял, что неожиданно птица счастья прилетела к нему прямо в руки. Здесь следует сказать, что с 1 января 1995 года вступал в силу новый Гражданский Кодекс РФ, и поэтому Ундоровский завод минеральной воды «Волжанка» обязан был в срок до 1 июля 1999 года преобразоваться в хозяйственное товарищество, общество или кооператив либо ликвидироваться. Не вдаваясь в юридические подробности, скажем, что до этого момента единственным собственником имущества завода «Волжанка» являлся «Облпотребсоюз».

А имущества-то было немало. По состоянию на 01.04.1996 года на балансе данного предприятия его числилось на общую сумму аж в 7 073 064 000 руб. То есть более чем на семь миллиардов рублей.

13 мая 1996 года Правлением Ульяновского «Облпотребсоюза» для приведения организационно-правовой формы в соответствие с новым Гражданским Кодексом было принято постановление о преобразовании «Волжанки» в потребительское общество. Этим же постановлением Горшкову было поручено провести необходимую организационную работу.

Однако Горшков не стал выполнять постановление Правления Ульяновского «Облпотребсоюза».

Вместо обязательного преобразования предприятия, 20 мая все того же 1996 года он организовал учредительное собрание. На данном собрании под председательством того же Горшкова было принято решение о создании «на базе собственного предприятия Ульяновского «Облпотребсоюза» (дословная цитата из протокола собрания) совершенно нового юридического лица – Потребительского Общества УЗМВ «Волжанка».

Таким образом, было создано новое юридическое лицо – ПО УЗМВ «Волжанка», на базе предприятия, находившегося в собственности Ульяновского «Облпотребсоюза» – которое присвоило имущество последнего.

Необходимое преобразование в данном случае не состоялось, а обязательного правопреемства не произошло, так как добровольный паевой взнос в виде имущества завода «Облпотребсоюзом» не делался, и передаточный акт вновь возникшему юридическому лицу не составлялся и не утверждался.

При этом интересы Ульяновского «Облпотребсоюза» как единственного собственника имущества завода были проигнорированы, и он был лишен не только имущества, но и отстранен от какого-либо участия в новом обществе.

Таким нехитрым способом имущество Ульяновского «Облпотребсоюза», которое составляло более семи миллиардов рублей, было незаконно присвоено новым юридическим лицом, директором которого, как вы догадываетесь, был избран все тот же Михаил Горшков.

Если не углубляться в подробности, то можно сказать, что это новое предприятие завод у «Облпотребсоюза» просто «хапнуло».

Дальше – больше. «Внезапно» ставший частным завод развился в серьезную экономическую структуру, а Горшков вошел в состав Совета «Облпотребсоюза». А это, поверьте, организация нешуточная: сейчас она работает в 770 населенных пунктах области, обслуживая около 540 тысяч человек – то есть треть всего населения нашего региона. Но Горшкову нужна была должность председателя Совета. На этой должности Горшков мог не бояться, что когда-нибудь следственные органы заинтересуются тем, как «Волжанка» перешла в частные руки. Ну, не будет же он сам на себя подавать заявление в прокуратуру? Сказывалась и близость к властному клану Горячевых. Причем, «близость» настолько близкая, что на губернаторских выборах в 2000 году штаб Юрия Горячева располагался именно в здании «Облпотребсоюза»…

Все изменилось, когда Горячев проиграл губернаторские выборы. Покровители Горшкова «ушли» в политическое небытие, а сам он почувствовал, что под ним начинает гореть земля. Горшков активизировался и стал делать все для того, чтобы наконец-то самому возглавить Совет Ульяновского «Облпотребсоюза». Что, в конечном итоге, и произошло.

Но все чаще его коллеги по работе стали вспоминать о его «странном прошлом», все больше стали задавать вопросов и по заводу минеральной воды «Волжанка». Все чаще он слышал высказывания о том, что неплохо ему было бы добровольно оставить пост председателя Совета «Облпотребсоюза».

Настоящий мужик на его месте к мнению товарищей прислушался бы, но Михаил Александрович этого делать не стал. Горшков, по мнению нынешних руководителей «Облпотребсоюза», начал настоящую войну против… возглавляемой им же (на тот момент) организации! Он инициировал ревизию деятельности «Облпотребсоюза» и нашел в ней нарушения! Дикость? Несомненно… Казалось бы, раз ты возглавляешь организацию – тебе и отвечать за нарушения в ее деятельности. Но… Михаил Александрович, видимо, думал по-другому.

Вскоре Горшков, как и ожидалось, слетел с кресла председателя Совета «Облпотребсоюза». Как нам рассказывали, в день, когда его освобождали от должности, 11 мая 2004 года, на общем собрании Горшков пережил не самые приятные минуты в своей жизни: абсолютное большинство членов «Облпотребсоюза» – председатели РАЙПО и главы районов – выступили против него. Горшков в одиночестве сидел в президиуме собрания, а зал встречал смехом каждое его слово.

Любопытно, что в день, когда собрание «Облпотребсоюза» освободило его от должности председателя Совета «Облпотребсоюза», Горшков привел с собой сотрудников правоохранительных органов, которые учинили в организации повальные обыски. Многие расценили это как давление на собрание. Горшков понимал, что от должности его освободят, и у правоохранительных органов могут возникнуть вопросы о «Волжанке». А еще через некоторое время через известного своей сговорчивостью депутата Госдумы он написал «заяву» в Генеральную Прокуратуру, где просил привлечь к ответственности всех на свете, кроме самого себя.

Что в итоге? Нормальная работа Правления «Облпотребсоюза» (напомним, что от его деятельности зависит жизнь трети населения области, причем, преимущественно, его социально незащищенных слоев!) на этом закончилась: вот уже семнадцать месяцев, как там идут обыски и допросы. Многие считают, что это попытка Михаила Горшкова (напомним – депутата ЗСО) заставить своих бывших подчиненных навсегда забыть о том, как «Облпотребсоюз» лишился завода по производству минеральной воды «Волжанка». А бывшие подчиненные тоже не остаются в долгу: они уже отправили генеральному прокурору России «заявление о преступлении», в котором рассказали всю правду о том, как завод минеральной воды «Волжанка» приобрел своего собственника, и требуют вернуть собственность народу.

«МГ» следит за развитием ситуации.