Стратегия «Двигателей» потянет «Волжские моторы»

Ульяновское открытое акционерное общество «Волжские моторы» за шесть десятков лет существования знавало разные времена в своей истории.

Когда-то преуспевающее предприятие – «спутник» автозавода – бесконечным потоком выпускало двигатели для «уазиков», пользовавшихся повышенным спросом в советское время. Затем годы перестройки проверили на прочность отечественный автопром и едва не свели на нет Ульяновский моторный завод. Во всяком случае к 2000 году и УАЗ, и «Волжские моторы» обреченно угасали. В начале 2001 года у «Волжских моторов» появился новый собственник, завод вошел в холдинг «Руспромавто», базовым предприятием которого является ОАО «ГАЗ».

С приходом «Руспромавто» началось трудное возрождение моторного завода. Даже при наличии сильного инвестора не все было просто: требовалось активизировать разработку новой, более современной продукции, повышать качество, а огромные старые долги тянули предприятие вниз. Оттягивали ресурсы и объекты социальной сферы, доставшиеся по наследству. Встать как следует на ноги не удавалось. В какой-то момент над «Волжскими моторами» даже нависала процедура банкротства. Но вот, кажется, замаячил обнадеживающий свет в конце тоннеля. Управляющая компания «Руспромавто» разработала стратегию дальнейшего развития одного из крупнейших российских машиностроительных холдингов, чей оборот в прошлом году увеличился на треть и достиг 2,8 миллиарда долларов. Частью этой стратегии является долгосрочная программа развития ОАО «Волжские моторы».

Ульяновский завод будет теперь двигаться вперед в составе дивизиона «Двигатели». В сентябре произошла реструктуризация предприятий «Руспромавто», основанная на продуктовом принципе формирования семи дивизионов, сменившем географический. «Волжские моторы» вошли в состав «Двигателей» вместе с ярославскими заводами «Автодизель», «ЯЗДА», «ЯЗТА» и алтайским «Барнаултрансмашем». Это стало основанием для существенного пересмотра стратегии развития ОАО «Волжские моторы», основанной на внутридивизиональной и общехолдинговой кооперации.

Теперь продукция ульяновского предприятия будет ориентирована в первую очередь на удовлетворение растущих внутренних потребностей «Руспромавто». Заказы обещают сделать более стабильными, чему помогут тесные партнерские отношения внутри холдинга. Бизнес «Волжских моторов» сможет тогда выйти на новый виток.

Ульяновский завод станет, например, активнее вовлекаться совместно с другими предприятиями дивизиона в производство компонентов для дизельного двигателестроения. Он также начал выпуск электроустановок мощностью 30 киловатт, работающих на бензине и сжиженном нефтяном газе, которые могут служить альтернативными источниками электропитания. Но основной продукцией предприятия остаются моторы.

Раньше, как уже говорилось, основным покупателем «Волжских моторов» был УАЗ.

Однако в наше время эти предприятия оказались в разных холдингах, поэтому трения не могли не возникнуть. УАЗ сегодня старается больше ориентироваться на новый двигатель Заволжского моторного завода, с которым имеет общих хозяев.

Но «Волжские моторы» продолжают диалог с УАЗом по объемам закупок двигателей для комплектации ульяновских внедорожников – от старых партнерских связей отказываться неразумно. Тем не менее определена новая глобальная цель: увеличить поставки на предприятия «Руспромавто». Перспективы здесь открываются широкие: суммарная потребность подразделений холдинга в бензиновых и дизельных двигателях превышает триста тысяч штук в год.

«Волжские моторы» начнут с того, что в следующем году соберут для ОАО «ГАЗ» на двадцать процентов двигателей больше, чем в 2005-м. В дальнейшем объемы предполагается наращивать.

Свою роль в дальнейшем продвижении продукции Ульяновского моторного играет работа над повышением качества продукции. Отдельное внимание здесь – двигателям, соответствующим экологическим стандартам Euro-2. Эта продукция становится особенно актуальной в связи с предстоящим введением в России новых правил эксплуатации автомобилей. На «Волжских моторах» уже сформирована программа повышения качества двигателя 4216, отвечающего нормам Euro-2. Планируется обеспечить выпуск в 2006 году не менее половины объема продукции, соответствующей этой международной норме.

Разработана и стратегия создания двигателей, отвечающих требованиям Euro-3 и Euro-4.

В общем, дел впереди – непочатый край, а это означает, что сокращения рабочих мест на заводе быть не должно. Предприятие, кстати сказать, по-прежнему остается одним из ведущих налогоплательщиков Ульяновской области: в наступающем году налоговые платежи составят, по прогнозам, 242 млн рублей, 72 млн из них пойдут в областной и местный бюджеты.

Есть ради чего развивать Ульяновский моторный, и интерес тут общий – как нашего руководства, так и холдинга «Руспромавто». А главное – коллектива самого завода.