Ульяновск без неба

Для начала немного истории. Аэропорт «Ульяновск-Восточный» изначально создавался как уникальный: мало кому известно, но, помимо своих непосредственных функций, он еще служит запасной посадочной площадкой для космических кораблей многоразового использования – типа «Шатла» или «Бурана». Именно для этого разработчики проекта аэродрома предусмотрели невиданной ширины посадочную полосу – 105 метров (обычно ширина не превышает 60 метров). Кстати, единственный визит в наш город президента Владимира Путина связан именно со взлетно-посадочной полосой аэропорта «Ульяновск-Восточный». Путин из Казахстана летел в Саранск на Совет безопасности, но, так как его «Ил» саранский аэропорт принять не мог, Путин был вынужден приземлиться в Ульяновске. За четыре часа пребывания на нашей земле он не только включил Ульяновскую область в ряд выгодных федеральных программ, но и реструктуризировал долги региона перед энергетиками на 15 лет. Представляете, что смогла сделать обычная бетонная полоса?

Судьба аэропорта складывалась нелегко: с 1991 года, по российским законам, только имея отдельный юридический статус, аэропорт мог претендовать на звание международного. Но, помимо отделения от основного предприятия («Авиастара»), было необходимо создать еще 14 дополнительных федеральных служб – таможню, пограничников и т.д. Надо отдать должное тогдашним губернатору Юрию Горячеву и председателю Законодательного Собрания Сергею Рябухину – они всячески поддерживали инициативы руководства аэропорта и даже взяли на себя обеспечение работников федеральных служб жильем. И вот, наконец, в 1999 году – последним в России! – аэропорт «Ульяновск-Восточный» получает долгожданный статус международного. Многолетняя работа руководства аэропорта и области была успешно завершена.

Казалось бы, теперь-то живи и радуйся: аэропорт очень быстро приобрел известность и вошел в тройку лучших грузовых аэропортов Поволжского региона. Но… в 2000 году власть в области меняется, и новая команда нового губернатора начинает проявлять к аэропорту нездоровый интерес. По нашим сведениям, сначала руководству аэропорта было сделано прямое предложение «поделиться» доходами. Получив отказ, тогдашние областные чиновники перешли к угрозам, но ответ от руководства аэропорта был тот же. Тогда аэропорт начали банкротить… Мы не будем вдаваться во все перипетии этого процесса (разобраться в них могут разве что профессиональные юристы) и остановимся на фактах. Так, в 2002 году в аэропорту было введено внешнее управление. Результатом этого управления стало то, что количество рейсов, которые принимает сейчас аэропорт, резко сократилось. А с 1 декабря 2005 года на предприятии введено конкурсное управление. То есть, по сути, началась заключительная стадия банкротства и распродажа имущества. Статус же международного с «Ульяновска-Восточного» может быть снят со дня на день – из-за тяжелой экономической ситуации. По нашим сведениям, работникам аэропорта уже раздали оповещения об увольнении. Так что в ближайшее время около тысячи сотрудников аэропорта будет уволено или просто выброшено на улицу.

Любопытно то, что в прежние, шамановские, годы, в обществе активно продвигали идею о том, что Ульяновску двух аэропортов слишком много. Достаточно, мол, и одного – «Ульяновска-Центрального»… Но специалисты к этой идее относятся весьма скептически. С одной стороны, и в самом деле, два аэропорта – это много (для сравнения: немцы, после объединения Берлина, из четырех столичных аэропортов оставили только один; получается, Ульяновск имеет в два раза больше аэропортов, чем Берлин!). Но почему нужно оставлять именно «Центральный»? Ведь еще в 1997 году, после падения самолета на Иркутск, специальная комиссия Министерства транспорта постановила, что «Ульяновск-Центральный» опасен для Ульяновска – часть маршрутов уже проходит над территорией жилых массивов. А если учесть, что по недавно принятому генеральному плану город будет развиваться, в основном, в засвияжском направлении, то с каждым днем эта опасность будет только повышаться. Кроме того, «Ульяновск-Центральный» не имеет (и вряд ли в ближайшие годы получит) статуса международного. Да и зачем на это тратить деньги, если в областном центре уже есть международный аэропорт?

Что может дать области нормаль-но функционирующий международный аэропорт? Помимо непосредственных поступлений в областной и местные бюджеты в виде всевозможных налогов, мы могли бы получать все импортные товары значительно дешевле. Ведь транспортная наценка на килограмм товара, доставленного к нам из столицы, составляет 75 центов. Кроме того, не совсем понятно, как мы в случае потери международного аэропорта будем поставлять свои «Русланы» и «Тушки» зарубежным партнерам, которые сейчас являются основными заказчиками «Авиастара». Тем не менее, несмотря на все эти доводы, судьба аэропорта «Ульяновск-Восточный» по-прежнему остается под вопросом. Кажется, что все высокие федеральные чиновники давно «забили» на самый уникальный аэропорт в России и негласно договорились оставить Ульяновск без прямого выхода за границу… А попытки правительства области сохранить статус международного аэропорта пока успеха не имеют.

В какой-то степени история «Ульяновска-Восточного», как в зеркале, отражает историю всего нашего региона: бурное строительство в Советском Союзе, тяжелое развитие в постсоветские годы, попытка «увести» предприятие в годы работы шамановской команды… А теперь, получается, мы видим тихое умирание уникального предприятия. И если его не реанимировать, в ближайшее время по экономике области будет нанесен мощнейший удар.