Так ли страшен мороз, как его малюют?

То, что происходит сейчас вокруг холодов, можно назвать только одним словом: вакханалия. Кому она выгодна, понять, в общем-то, не сложно.

Погода, спору нет, морозная, но когда на телеэкране появляется скорбный и небритый, в шапке набекрень зам. директора Гидромета и сообщает, что по длительности таких холодов побит рекорд за всю историю наблюдений, хочется грубо возразить: чего брешешь-то?!

Ладно бы в России жили в данный момент только те, кому по 15-17 лет, но ведь остаются еще и люди постарше, которые помнят дела 20-30-летней давности. О более древних уж и речи нет. В январе 1972 года умерла моя бабушка. Именно по этой причине в память врезалась та зима, а не из-за холодов. Они же были нынешним не чета. В день похорон бабушки термометр показывал то ли 41 градус мороза, то ли 42, точно не помню.

Помню только, что за 40, в воздухе висела плотная морозная дымка и было трудно дышать.

Такими стояли не один и не два дня, а гораздо больше.

В школу мы не ходили иногда по нескольку недель кряду, причем при температуре выше -30 занятия не отменялись.

Отменяли их при -35-40. По радио все это сообщалось не как о конце света, а обычным голосом. Дальше переходили к другим новостям.

Сейчас никаких «других новостей» нет, только – «небывалые», «страшные» и тому подобное. При этом интересна тенденция. Стихийные бедствия, настоящие, а не 25-градусные морозы в стране, лежащей на берегах Северного Ледовитого океана, бывают во всем мире.

Скажем, наводнения или сильные снегопады в Италии. В их новостях об этом тоже много говорят, но прогнозы, по рассказам очевидцев, звучат у них примерно так: снегопад продлится не больше суток (двух, трех), к утру он ослабнет. Еще дают какие-нибудь рекомендации и сведения о действиях властей и служб. Последите из любопытства, как это выглядит у нас: «Это только начало, после передышки, с понедельника, морозы вновь усилятся», «прогноз неблагоприятный, температура будет снижаться», «ослабления морозов в ближайшие дни не ожидается», «аномальные снегопады блокировали движение на автотрассах Волгоградской области» и так далее.

Но вот, вроде, появились сдвиги и успехи. «Магистральные автотрассы Волгоградской области к сегодняшнему утру разблокированы», – сообщает трагическим тоном диктор «Радио России» и продолжает: «Однако остаются заблокированными внутриобластные дороги». И не надейтесь, дескать, что будет легче. Запугивание и моральный террор с утра до глубокой ночи. Можно, конечно, сказать, что таковы наши СМИ и ничего с ними, отмороженными, не поделаешь. Но это не просто СМИ, а СМИ государственные, отражают определенную политику, хотя смысла в такой политике, казалось бы, никакого нет. Пугать 15-17летних, не помнящих трескучих морозов, бесполезно. Не мерзнут люди в 15-17 лет, у них в эти годы кровь кипит и ходят они даже без шапок.

Вот предупреждать их, что ходить без шапок опасно, что в будущем это может аукнуться серьезными проблемами, надо бы, но слышит ли кто-нибудь по радио и телевидению такие предупреждения?

Люди постарше, как я уже сказал, хорошо помнят годы, когда нынешние «небывалые холода» были обычной русской зимой, и компостировать им мозги смысла нет тем более.

И все равно компостируют. Может, не ведают, что творят? Еще как ведают! Те, по чьему щучьему веленью устроена вакханалия в эфире, не хуже других видят, что ничего чрезвычайного в нынешнем январе нет, обычный для наших широт январь.

Чрезвычайное – в состоянии объектов энергетики, ЖКХ и разных других. Последние лет десять они заброшены. Ответственные за них господа вместо их ремонта, замены и восстановления разворовывали предназначенные на ремонт, замену и восстановление деньги, строили себе дворцы и покупали яхты. И они прекрасно знают, что вверенные им объекты держатся на соплях.

В том числе и в нашем Ульяновске, где дома вдруг начали дружно остывать. Власть невнятно бормочет чтото о проблемах с газом и мазутом. Но газ тут, похоже, ни при чем. При низких температурах он замедляет ход и его поступление сокращается. И это всем известно. На этот случай регламент предусматривает переход ТЭЦ на резервное топливо, в нашей ситуации – на мазут. Создание резерва является обязательным при подготовке к отопительному сезону. Несоздание такового – уголовное преступление, но как раз достаточного резерва-то в Ульяновске и не оказалось. Когда его надо было формировать, энергобароны занимались распилкой ульяновской энергетики и подсчетом барышей.

Обсуждая на одной из встреч проблему резкого скачка тарифов в городе, директор областного департамента ЖКХ Сергей Гигирев признал, что одна из причин зашкаливания тарифов в том, что на ульяновских ТЭЦ стоят устаревшие и малоэффективные котлы. В этом же, видимо, и одна из причин недотопа в домах. Лет семь уже во главе РАО «ЕЭС» – большой либерал господин Чубайс. Прибыли РАО ежегодно исчисляются десятками миллиардов, и давно уже устаревшие котлы надо было заменить на более современные. Но зачем, если через своих людей в обладминистрации и, возможно, еще через взятки можно регулярно продавливать повышение тарифов и жить себе, поплевывая на затюканный народ.

А если вдруг шарахнет, виновный под рукой «страшные морозы». Представлять их страшными выгодно и власти, ведь это она должна была проконтролировать завоз резервного мазута. Она же обязана контролировать состояние объектов и поднимать вопросы об эффективности котлов. И чем больше воплей о «небывалых холодах», тем очевидней раздолбайство, имевшее место при подготовке к отопительному сезону и в поддержании объектов ЖКХ и энергетики в нормальном состоянии. Мороз же для многих из этих господ – просто спасение. Когда в мае рванула подстанция в Чагино и пол-Москвы осталось без света, были, если не ошибаюсь, попытки свалить вину в том числе и на погоду, тогда – на «аномальную жару».