Геннадий Антонцев

Обратиться к населению и увеличить

Ульяновск – на последнем месте, с 10%

На прошлой неделе несколько событий и высказанных мнений несколько изменили картину повышения тарифов: еще больше ее затуманили. Чиновники, от которых больше всего хотелось услышать хоть какие-то комментарии, отмалчивались, как замороженные. Впрочем, понятно: на дворе – под 30 градусов…

Если бы я жил не в Ульяновске, то подумал бы, что мой город – просто осколок коммунального рая. Если, конечно, не принимать во внимание работающий рядом со мною обогреватель. Работающий, надо сказать, целый день и всю ночь. Так вот. Поверьте, большинство комментариев к всероссийскому повышению тарифов сводятся, примерно, к следующему выводу:

В Ульяновске – самое низкое повышение тарифов

Вот пример типичного комментария: «В текущем году различные регионы России волею ФСТ (установившей пределы роста тарифов для регионов России – Г. А.) будут поделены на аутсайдеров и лидеров по росту цен на жилищно-коммунальное хозяйство. На последнем месте с показателем возможного роста в 10 процентов оказались три российских региона: Ульяновская область, Приморский край и Еврейская автономная область. Большинство же российских регионов как всегда посередине…» И так далее. Сомневающиеся могут порыться в центральных СМИ или Интернете и убедиться.

Практически все комментарии к повышению тарифов упоминают мой город как самый везучий.

Нестыковки

19 января «Симбирский курьер» опубликовал любопытное сообщение о встрече членов правления движения «Ульяновцы» и регионального отделения партии «Жизнь» с директором областного департамента по ЖКХ Сергеем Гигиревым. «СК» сообщает, что на этой встрече Гигирев якобы признался в том, что тарифами он вплотную не занимался, но сейчас, после этого повышения, стал проверять и нашел кое-какие нестыковки. Если прокуратура до этого докопается, возникнут серьезные вопросы…. До чего докопался Сергей Владимирович (на пресс-конференции 11 января убеждавший журналистов, что с повышением – все в ажуре), мне не известно. До того ли, чего боялся Гигирев, докопалась прокуратура – тоже неизвестно. Но все 3 постановления мэра она опротестовала (подробности – ниже).

Вместо чиновника – общественность

На прошлой же неделе пресс-центр губернатора и правительства распространил сообщение о том, что губернатор велел провести «комплексную оценку и аудит действующих тарифов». Причем распорядился сделать это с привлечением «общественности региона».

В состав созданной рабочей группы, по мнению Сергея Морозова, должно войти минимальное количество чиновников. А потому ее костяк составили «профессионалы в сфере ЖКХ: люди, имеющие большой опыт работы на предприятиях жилищно-коммунального комплекса региона, руководители ульяновских ЖСК и ТСЖ, научные работники, юристы, представители партий и общественных организаций».

Конкретные сроки проведения аудита тарифов не названы…

Утепление по-майерски

В смысле – по рецепту Александра Майера, председателя правительства области. Об этом «рецепте» мне сообщил пенсионер Юрий Сергеевич Богомолов из Засвияжья (около 30 лет проработавший главным энергетиком УЗТС). Юрий Сергеевич пересказал, что слышал, как по телевизору Александр Майер рассказывал о том, как проверялись жалобы жильцов на недотоп. Приходит комиссия в такой дом, а там – дверь в подъезде, мягко говоря, в плохом состоянии. «Что, – удивился Александр Александрович, – 300 человек, жильцов подъезда, не могут скинуться, и одну дверь отремонтировать?» На что Юрий Богомолов резонно парирует: во-первых, с какой стати скидываться? Если элементарно не исполняется Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170?

А постановлением №170 (его приложением №2) установлены «предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования». В нашем случае, «неисправность дверных заполнений (входных домов в подъездах)» должна быть устранена в течение суток. Так предписывает это постановление.

От себя добавлю, что есть еще одно, Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг». И надо же! И оно говорит о том, что «смена и восстановление отдельных заполнений (оконных и дверных)» относится к работам, «связанным с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемым за счет платы за ремонт жилья»…

А насчет предложения Майера «скинуться» Юрий Сергеевич заметил: мало того, что незаконно. Да и звучит как-то издевательски: при его-то пенсии в 3 тысячи… Нужно ли говорить о зарплате председателя правительств области?

Беспрецедентный миллиард

Еще одна новость прошлой недели заслуживает, на мой взгляд, пристального внимания. Сайт губернатора и правительства сообщил, что «В Ульяновской области в 2006 году будет реализована беспрецедентная программа модернизации ЖКХ. Всего на модернизацию объектов коммунального хозяйства региона из бюджетов разных уровней в 2006 году будет выделено более 1 млрд. 182 млн. рублей… По словам заместителя министра Андрея Пашенцева, в таком объеме финансирование жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области будет осуществлено впервые. Главная цель программы… повысить качество жилищно-коммунальных услуг». Откуда взялся миллиард?

«И за счет этих тарифов…»

В субботу Сергей Морозов выступал на телеканале ГТРК «Волга». На вопрос журналиста – не опасается ли он прихода частника в коммуналку, есть ли среди них конкуренция, способны ли они?.. – губернатор привел в пример торговлю. Мол, все помнят пустые прилавки госторговли, дефицит и огромные очереди. А ведь не побоялись, отдали торговлю в частный бизнес. И сегодня в магазинах есть все. «Были бы деньги», – подытожил губернатор.

Мол, такая же ситуация сложилась и в коммунальной сфере. Довели ее до ручки. И теперь главный вопрос – где взять деньги? Сергей Морозов назвал 3 денежных источника. Самый легкий путь – из бюджета (если, конечно, они там есть, – уточнил Сергей Иванович). На 2006 год у нас заложено финансирование в полном объеме льгот на ЖКУ, на 100% – оплата ЖКУ бюджетными учреждениями, вдвое увеличены суммы на субсидии…

Дословно: «Второй – самый легкий путь… не самый легкий, но тоже путь – это, скажем, прийти и… сейчас так часто говорят – обратиться к населению и за счет этих тарифов увеличить финансирование жилищно-коммунального комплекса…»

И третий путь – найти деньги извне. «Мы считаем, что это совершенно правильный путь, который приведет к тому, что мы не только отремонтируем свой жилищно-коммунальный фонд, но и чуть попозже (он) приведет к тому, что, я надеюсь, начнем понижать тарифы, или, по крайней мере, утвердить их, несмотря на постоянный рост электроэнергии и газа…» Без комментариев.

Хотя, нет: сравнение торговли с коммуналкой, по меньшей мере, некорректно. Хлеб, например, я могу купить или в киоске, или в «Пятерочке», или в «Гулливере»… А одни и те же сигареты – купить на 10% дешевле. Но есть ли у меня выбор – где купить электроэнергию, тепло, воду? Да и среди частников, обслуживающих жилфонд, выбор сегодня – с гулькин нос. Потому могу согласиться только лишь с «были бы деньги»…

Прокуратура требует отмены

23 января прокуратура области сообщила о результатах проверки трех постановлений главы Ульяновска от 28.12.2005. Прокуратура установила, что «постановление №3199 «О размерах платы за коммунальные услуги для граждан (отопление и ГВС – Г. А.)…» не соответствует федеральному законодательству. Так, документом мэра, по сути, утверждены тарифы по горячему водоснабжению и отоплению. Вместе с тем, Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» данное право отнесено к полномочиям органа исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере… Более того, в нарушение требований закона тарифы на тепловую энергию установлены главой города без проведения соответствующей экспертизы».

23 января прокуратура области направила в региональный арбитражный суд исковое заявление, в котором требует признать это постановление незаконным и недействующим полностью.

Аналогичный вывод о незаконности двух других постановлений мэра сделан и прокуратурой Ленинского района, которая считает, что данные документы были приняты с превышением полномочий. И 23 января прокурор Ленинского района направил в районный суд два исковых заявления о признании постановлений незаконными и недействующими с момента их принятия.

Квартирный вопрос их испортил…

Помните? Из несгоревших рукописей Булгакова: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Прокуратура не стала рассчитывать величины тарифов. А пошла по пути «железных» оснований. Более того, не стала направлять протесты главе Ульяновска. В прошлом году она уже направляла протест. Реакция на него была нулевой. Потому на этот раз – сразу в суд.

Я сравнил протест прокуратуры лета прошлого года: его текст очень напоминает сегодняшний. Но в прошлом году сначала суд Ленинского района около месяца рассматривал дело, потом – ульяновский арбитражный суд тянул время… В результате – только в этом году окружной арбитраж (в Казани) подтверди правоту истцов – депутата гордумы Александра Каплина и прокуратуры. Но. Но время ушло, прошлогоднее летнее постановление о повышении отменено декабрьскими. Так что теперь, несмотря на победу в Казани, ульяновский суд, скорее всего, просто прекратит дело.

Возможно, на такой исход рассчитывает власть и в этом году. Логика чиновника проста – затянуть процесс. А потом, глядишь, и новые тарифы в конце года принимать придется. Работает система. Система чиновничьей безнаказанности. Работает логика испорченных квартирным вопросом: лишь бы до очередного повышения продержаться…

Логика испорченных

16 января я направил письмо по электронной почте Владимиру Путину и в его администрацию (оно опубликовано в прошлом номере «ДЗ»). 23 января в моей квартире затрезвонил домофон: «Почта. Вам письмо из правительства». Действительно: Москва, Старая площадь, дом 4, администрация Президента РФ, мне… Внутри – коротко: мое обращение «направлено на рассмотрение в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству». Подпись – главный советник департамента письменных обращений граждан Бородин О. П.

17 января я направил запрос заместителю мэра Сергею Савельеву. Ответа до сих пор нет. А ведь Президенту пишут как минимум 1000 человек в день…

Наверное, я тоже испорчен квартирным вопросом. Наверное, в силу моей испорченности одолевают меня сомнения.

Сомнения в грамотности целой армии экономистов и юристов городской и областной власти (армии, живущей, в том числе, и за мой счет).

Сомнения в порядочности чиновников, убеждающих меня в том, что у нас все – ОК!

Сомнения в честности предстоящего аудита (тем более непонятного, потому что уже было заявлено, что экспертиза тарифов до повышения была проведена).

Сомнения в том, что коммунальный миллиард не разворуют.

Сомнения потому, что во всем, что произошло, убедительно выглядит лишь нежелание власти отвечать на вопросы, и неожиданное признание губернатора: «…обратиться к населению и за счет этих тарифов увеличить финансирование жилищно-коммунального комплекса …» А что? Хорошая идея – наконец-то обратиться к населению!

Геннадий Антонцев, 24 января 2006 г.

Постскриптум

Недавно показанный фильм «Мастер и Маргарита», как утверждают эксперты, смотрел каждый третий россиянин. А в книжных магазинах спрос на «Мастера и Маргариту» вырос сразу в 30 раз. Какой же фильм об Ульяновске нужно показать чиновникам, чтобы у них так же вырос интерес к моему городу? А, может быть, они не считают Ульяновск своим? Или их поступками управляют те, кому наплевать на ульяновцев?