Губернатору области С.И.Морозову Мэру Ульяновска С.Н.Ермакову

Уважаемые Сергей Иванович и Сергей Николаевич! После вступления в должность губернатора на личной встрече Вы обратились к бывшим руководителям области с предложением высказывать Вам свое видение социально-экономических проблем региона.

Я несколько раз пытался это сделать. В очередной раз хочется предложить свое видение животрепещущей социальной проблемы – оплаты коммунальных услуг населением.

В принципе можно одобрить попытку мэра г. Ульяновска С.Н. Ермакова хоть как-то снизить плату за коммунальные теплоуслуги в случае их «недолжного качества или в неполном объеме». Однако конкретика предложенного варианта похожа на методы исполнения закона о монетизации льгот и обречена на невозможность ее использования, особенно этой зимой.

Дело в том, что каждый житель Ульяновска не в состоянии обратиться своевременно и куда следует по поводу составления актов на некачественные услуги, а зачастую вообще физически не может добраться по 35-градусному морозу до чиновников ЖКХ, специалистов управляющих компаний или ресурсосберегающей организации.

Нет и такого бесчисленного количества чиновников и специалистов, чтобы обследовать квартиры для составления актов, где температура опускалась гораздо ниже 18 градусов – даже при круглосуточной работе электронагревателей, накручивавших на счетчике за неделю по 400-500 рублей. Кто это будет компенсировать? Кто и как будет измерять температуру «горячей» воды в кранах, и сколько при этом в квартирах сольют воды, чтобы дождаться тепленькой?

Вместо механизма снижения оплаты, предложенного мэрией, я предлагаю другой законный и бесспорный путь эквивалентной оплаты теплоуслуг по их качеству и количеству, предоставленному по факту населению, бюджетным организациям, школам, детским и лечебным учреждениям и т.д.

Если даже в зданиях мэрии и администрации области на телеэкране руководители гордо восседали в пальто, выдавая это за близость к народу, то что уж говорить об остальных. Дело в том, что Ульяновск три недели жил в условиях общего недотопа. При таких минусовых температурах теплоноситель на выходе с ТЭЦ должен быть не ниже 130 градусов по Цельсию. Однако такой температуры ТЭЦ не давали со времен советской власти, поскольку захватившие теплоэнергетику страны полуграмотные менеджеры не вкладывали средства на реновацию уже около 20 лет и довели ее до ручки.

ТЭЦ технически не могли дать температуру теплоносителя выше 90-95 градусов. С такими параметрами можно мириться лишь потому, что при большей температуре и повышении давления в сети все могло окончиться катастрофой. Но факт недотопа и промерзания квартир налицо. Должного качества услуг по договорам не оказано.

Испокон веку в теплоэнергетике разработаны графики подачи теплоносителя с температурой, соответствующей отрицательной температуре на улице. Любой рабочий ТЭЦ и истопник в котельной это хорошо знает. Поэтому я предлагаю мэрии централизованно рассчитать объемы и стоимость недотопа и соответственно снизить плату за январь за отопление и горячее водоснабжение не только с населения, но и уменьшить выплаты из бюджета за недотоп муниципальных, государственных и других объектов.

Снижение платы следует делать в любой месяц нынешней зимы, поскольку это законно и справедливо по отношению как к небедствующим энергетикам, так и к мерзнущим людям.

Жители же плохо снабжающихся теплом отдельных домов и квартир не только по причине общего недотопа будут в установленном мэром порядке обращаться в ЖКХ. Но это будет, уверен, малое количество обращений. Богатые в любом случае не пойдут за перерасчетом по недотопу, так как теплом они обеспечены. Но люди со средним доходом и те, кого очередным повышением тарифов ввергают в субсидиарные страдания, за перерасчетом придут. Зачем же жителей со средним доходом низводить до малоимущих и умножать нищету в городе и области.

Еще одно соображение. Нельзя одобрить многократные попытки выступающих по телевидению высокопоставленных ульяновских чинов беззастенчиво перекладывать ответственность за необоснованное повышение тарифов на российское правительство, а волей-неволей и на президента. Весь январь с методичностью и настойчивостью рекламы ульяновцам внушалось по телеканалам, что в повышении тарифов виновно российское правительство, а наше местное правительство якобы даже хотело снизить предельную сумму оплаты коммунальных услуг.

Но обстоятельства оказались выше, так как якобы Москва не даст трансфертов. Но мы-то с Вами хорошо знаем, как принимаются правительственные решения. Что, если сегодня какая-нибудь общественная, политическая или просто инициативная группа организует сбор подписей или через своих депутатов Госдумы потребует у правительства разъяснений, на основе чего и по какой методе рассчитана дикая предельная (запредельная) сумма оплаты коммунальных услуг на один квадратный метр жилья для ульяновцев – 40,2 рубля.

Ответ правительства заранее известен. На себя оно такой ответственности не возьмет и правильно сделает, так как цифра 40,2 рубля исходит не от него. Мэр вынужденно берет на себя подобное бремя, тем более что на требование прокуратуры последовал его категорический отказ отменить свое постановление о повышении тарифов.

Фактически, я считаю, брошен вызов законности, да еще в условиях противопоставления области Центру. Подобные превышения должностных прерогатив и нарушения законности всегда чреваты. Не хотелось бы этого в отношении Сергея Николаевича, который избран населением города с отрывом, какого давно не было у других. За прошедший год работы он уже несколько раз подставлялся во имя сохранения сотрудничества властей. Ситуацию, когда основным и единственным социальным защитником населения стала прокуратура, нельзя назвать нормальной, хотя население, конечно, благодарно этой структуре. И тем более ненормальна ситуация, когда люди не ждут от избранной ими законодательной и исполнительной власти уже ни внимания, ни справедливости.

Прошу рассмотреть мое предложение, имея в виду, что делаю я это не из опасений за собственный кошелек, поскольку коммунальными услугами от Чубайса я не пользуюсь и повышение тарифов меня беспокоит только из-за сочувствия к замерзающему и низкооплачиваемому населению.

P.S. В связи с подачей прокурором области иска в суд правительство Ульяновской области спешно приняло Постановление №2/21 от 27.01.06 г. «О внесении изменений в положение о Комитете по регулированию цен и тарифов». В этот же день Комитет на основании своего срочно обновленного положения утвердил еще более скоропостижным решением №03 от 27.01.06 г. предельные индексы роста тарифов и размеров платы за жилищно-коммунальные услуги на территории области в 2006 году. Что, впрочем, никак не может сделать незаконное постановление мэра от 28.12.05 г. законным. Это тем более видно по приложениям №1 и №2 Комитета, где размер платы за жилое помещение, к примеру, в Барышском районе составил 163,8 процента, в Базарносызганском – 227, Инзенском – 229, Старомайнском – 272, а в Тереньгульском – аж 304,8 процента. И тут за средние цифры не спрятаться, так как и в этих районах живут люди и они тоже ориентированы на решение российского правительства о предельном повышении цен на коммунальные услуги в 20 процентов. Тем более что все эти постановления облправительства приняты опятьтаки без соответствующей экспертизы и экономического обоснования.