Два месяца пытки
Когда оперативно-следственная группа приехала в дом Умаровых, пятилетняя Юля мирно лежала на кровати и на первый взгляд, как будто спала. Вот только синяки на лице – под глазом, над бровью, на лбу…
Со слов домашних – хозяина Бахтияра Умарова, его жены Анны и их детей выходило, будто несколько дней назад Юля упала с высокой лестницы, ведущей с дороги к их дому, и сильно ушиблась. После этого она несколько раз теряла сознание. А прошлой ночью ей вдруг стало совсем плохо, и как ни старались взрослые ей помочь, к утру ребёнок скончался.
– Всё тело девочки было в сплошных синяках, – рассказывает начальник уголовного розыска Карсунского РОВД майор милиции Шамиль Хасянов, прибывший рано утром 9 января на место происшествия одним из первых. – Позже экспертиза насчитает более ста «посторонних воздействий» на него! В том числе десять – по голове! Причиной же смерти стала черепно-мозговая травма. От одного падения такого не бывает.
Опрашивая односельчан, оперативники и следователи в деталях восстанавливали картину издевательств, которым изо дня в день, из ночи в ночь подвергались «опекаемые» девочки. А вскоре, немного придя в себя в больнице, показания смогла дать и Оля – старшая сестра погибшей.
Она рассказала, что тётя Аня била их по любому поводу и даже без такого – по лицу, по ногам. Куда придётся. И рукой, и ремнём, чем попало. Сестёр закрывали одних в холодной бане, часами, порой ночи на пролёт, они стояли в углу.
Вот и в ту роковую ночь Юля опять стояла в углу с 11 часов вечера до 3 часов ночи. В конце концов, измученная этой пыткой она попыталась присесть. Однако на её беду, как раз в этот момент «мама» проснулась. «Выходка» девочки привела опекуншу в бешенство и женщина принялась избивать ребёнка. Потом вытащила в холодные сени, приказав не покидать их до утра, а сама отправилась в тёплую комнату досыпать.
Около пяти часов утра у Юли началась агония. Отчим сбегал за фельдшером, но тот помочь ребёнку уже не мог.
В село Усть-Урень Карсунского района Ульяновской области пятилетнюю Юлю и её шестилетнюю сестрёнку Олю в октябре прошлого года привезла их родная тётка Анна. До этого сёстры жили с родителями в Тверской области. Но потом маму убили, папу – брата тёти Ани – надолго посадили в тюрьму, а девочек определили в детский дом, откуда их и забрала тётка, оформившая опекунство там же, в Твери.
– Как ей это удалось? – удивляется Шамиль Хасянов. – Эта семья хорошо известна милиции, поскольку муж опекунши неоднократно судим, в том числе за кражу, хранение наркотиков и неосторожное убийство!
Но мнения милиции почему-то никто не спросил. В результате девочки угодили, по сути, в домашний концлагерь. А два месяца жизни в нём превратились в одну нескончаемую пытку.
Дело в том, что их прежняя семья тоже была неблагополучной, поэтому у сестрёнок здоровье оказалось слабенькое, они страдали нервными расстройствами и порой, как бы это помягче, могли сходить под себя. Это бесило новую маму, которая принялась «лечить» их собственными средствами. Но узнали об этом слишком поздно. Власти узнали.
А вот для соседей и односельчан происшедшее вряд ли стало сюрпризом: как Анна обращается с приёмными детьми, они видели каждый день. Жалели сироток, подкармливали их, потому что девочки жили впроголодь и… помалкивали.
Да и сотрудники районного отдела опеки и попечительства, за три месяца, видимо ни разу не поинтересовались, как живётся сироткам в новой семье, хотя обязаны были это сделать. Зато регулярно выплачивали будущей детоубийце опекунские пособия – по три тысячи рублей за «заботу» о каждой из девочек.
В результате случилось то, что случилось.
Сейчас 34-летняя Анна арестована. Своей вины она не признаёт, утверждая, будто девочка убилась сама. Тем не менее, ей предъявлено обвинение в умышленном убийстве совершенном с особой жестокостью.
В ходе следствия будет также выяснена степень вины в происшедшем чиновников от опеки. Чудом выжившая Оля в эту семью больше не вернётся.
По данным областной прокуратуры, число неблагополучных семей в области год от года увеличивается. За злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей в 2005 г. в суд направлено 549 исков о лишении родительских прав, более 100 детей было отобрано у нерадивых родителей в связи с угрозой жизни ребенка или его здоровью. Лишены родительских прав за минувший год 634 родителя.
По фактам жестокого обращения с детьми, невыполнения обязанностей по воспитанию и др. возбуждено 78 уголовных дел.
К сожалению, убитой Юле всё это уже не поможет.