Много лет назад на территории современного Николаевского района нашей области стояли два села – Татарский Сайман и Чувашский Сайман. Разделяла села небольшая речушка, а соединял – переброшенный через нее мост. В Татарском Саймане высилась мечеть, в которой служил имам, в Чувашском – в православном храме служил батюшка.

Рассказывают, что священнослужители очень сильно дружили. Во-первых, жили недалеко друг от друга, у каждого было подсобное хозяйство, приходилось много трудиться. Их дети вместе играли на улице, а жены делились рецептами пирогов. Во-вторых, по большому счету, поговорить им в селе, кроме как друг с другом, больше было и не с кем. Вечерами имам и батюшка любили вести религиозные и культурные споры. Но никогда их споры не заходили слишком далеко. Да, бывало, поругаются, даже покричат, а на следующий вечер снова встретятся за одним столом. Им было интересно вместе…

Потом пришла революция, заработала страшная машина репрессий. И имам, и батюшка со страхом ждали, когда и их она закрутит в свое колесо. Общие проблемы, страхи, переживания сделали их еще ближе.

Горе пришло на оба берега реки одновременно. В одну из ночей, практически в одночасье, в дома имама и батюшки постучали… Оба священнослужителя были арестованы. Вместе были в лагере, вместе и сгинули. Больше о них в родных селах ничего не слышали…

Прошли годы. Об истории двух священнослужителей узнали два другие исповедующие разные религии священнослужителя – живущие в Барыше настоятель местной церкви отец Игорь и имам Наиль Гафуров. Узнали и решили в память о той дружбе объединить свои усилия.

Они против войны между религиями…

– Наш долг – не допустить того, чтобы нашим детям остались руины и развалины! – говорит отец Игорь. – Впрочем, это долг каждого человека…

Делом всей жизни двух священнослужителей стало создание в Барышском районе некоего оазиса милосердия. В церковь и в мечеть обращаются жители района, находящиеся в бедственном материальном положении. Помощь этим людям оказывается совместная…

Дружба между батюшкой и имамом (особенно в наши времена) может сильно удивить многих, так как, на первый взгляд, христианская и мусульманская религии совершенно разные. Так, один из главных грехов в исламе – придание Богу сотоварища, например, убеждение в том, что у Бога есть сын. А ведь именно это и утверждает христианская религия!

– Священнику и мулле из Чувашского и Татарского Сайманов было несравнимо легче, – говорит отец Игорь. – Те времена были не такими, как сейчас. Вера не носила столь агрессивного характера, люди не были столь ожесточенными и непримиримыми… Да, разногласия у нас, конечно же, есть, но мы стараемся в своих религиях искать не противоречия, а схожие черты. И главная их схожая черта в том, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи, быть милосердными и сострадательными. Этим и занимаемся…

Остановит ли дружба православного священника и имама возможную религиозную войну? Что могут сделать два человека против амбиций крупных политиков и религиозных деятелей? Думаете, ничего? Не соглашусь… Великая река начинается с тонкого ручейка. Пусть даже начинается этот «ручеек» не в центре Европы или Азии, а в небольшом провинциальном городке Ульяновской области…