В среду и четверг Ульяновская область погрузилась в… советские времена. В магазинах образовались гигантские очереди за солью. В городские магазины люди приезжали затариваться даже с дальних районов области, где этот продукт закончился еще в начале недели. То здесь, то там слышались подзабытые фразы: «Больше двух пачек в руки не отпускать!». Запасливые старушки становились в очередь по нескольку раз и волокли домой по 10-15 килограммов.
Как сводки с поля боя…
Объем продажи соли вырос в семь раз. В супермаркетах ценники менялись прямо на глазах. За среду и четверг стоимость продукта достигла 28-40 рублей за килограмм. Это притом, что еще неделю назад ее можно было прибрести по 3,5 рубля!
Разговоры в очередях шли совершенно конкретные. Встревоженная напряженными отношениями с Грузией и массовыми выступлениями мусульман по всему миру общественность сходилась на одном: скоро война! Вслед за солью с прилавков начали сметать спички и дешевые макароны…
— С позавчерашнего дня мы от прилавка не отходим. Все спрашивают только соль. Очереди не прекращаются. Даже страшно как-то становится — словно накануне большой беды, — успевают обмолвиться парой фраз измученные неутомимым потоком покупателей продавцы.
Четверг. Утро. В оптово-торговом центре на проспекте Гая, 100, то здесь, то там белеют написанные от руки извещения — «Соли нет!». Продавцы говорят, что перебои начались с понедельника. В среду подошел «КамАЗ». Соль так и не дали разгрузить — брали оптом по 10 мешков! На оптовой базе на улице Хваткова охранник, узнав о цели нашего визита, машет руками: «Соли у нас нет! База пустая». 15 февраля сюда приходили последние три вагона соли — так сразу оптовики разобрали. Причем, оптовая цена в течение одного дня менялась трижды, последняя — 20 рублей за килограмм!
Что же случилось?
Как выяснили корреспонденты «МГ», причина «соляного бунта» — сокращение поставок соли с Украины. Ведь именно украинский город Артем является основным поставщиком этого продукта в Ульяновскую область. Когда в начале недели соль кончилась в небольших областных магазинчиках, деревенские «ходоки» поехали в город, пошли слухи, выросли цены, прозвучало слово «война». Дальше волну «солемании» было уже не остановить!
— Серьезных предпосылок для дефицита соли нет, — заявил 16 февраля после проведения совещания с крупными поставщиками соли и руководителями торговых сетей министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Якунин. Министр потребовал от руководителей торговых предприятий не допускать продажи соли по спекулятивным ценам и обратился к населению с просьбой по этим ценам соль не закупать.
— Рост цен на соль — простое следствие ажиотажа. После того, как население прекратит скупать бешеными темпами этот продукт, цены упадут до прежнего уровня, — уверил министр.
На всякий случай, областное правительство увеличило объем поставок соли в регион. Произошло это за счет наших российских поставщиков, расположенных в Оренбургской и Астраханской областях.
Валерий Соколов, Юлия Юркая