Здоровая конкуренция – пожалуй, единственная гарантия и обоснованной цены, и качества товаров, и их достаточного количества. Но это с одной стороны. С другой – это серьезное препятствие для продавца, желающего существенно повысить свои доходы путем увеличения стоимости товара, и именно поэтому попытки ограничить конкуренцию там, где она есть, либо воспользоваться своим существенным положением на том рынке, где ее нет, -достаточно распространенное явление. В течение 2005 года «СК» не раз обращался к этим темам. За комментариями о развитии событий мы обратились к начальнику отдела по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках Управления антимонопольной службы по Ульяновской области Марине Гороховой.

2005 год, если можно так выразиться, прошел под знаком гигантского роста цен на цемент. Антимонопольный орган как-то вмешивался в эту ситуацию?

Действительно, цена на цемент увеличилась очень резко, с момента покупки ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» акций ряда предприятий, в том числе Ульяновского цементного завода. Так, если раньше тонну цемента М400 Д20 можно было приобрести за 1059 рублей, то после повышения ее стоимость составила почти 2000 рублей. Еще в мае 2005 года Ульяновское управление ФАС совместно с УБЭП УВД области провело проверку, показавшую не только резкое повышение ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» цены на этот продукт на 48,4-74,5%, но и создание неравных условий – потребители Ульяновской области были вынуждены приобретать произведенный в области цемент по цене, значительно превышающей цену, установленную, например, для потребителей нашего же цемента на территории Татарстана. На основании в том числе и полученных в Ульяновске материалов ФАС России вынесено ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» предписание о снижении отпускной цены на цемент и перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в размере почти 2 млрд рублей. 17 января 2006 года законность данного предписания подтверждена Арбитражным судом Москвы.

Кроме того, Ульяновским УФАС также был возбужден ряд дел по факту незаконных, на наш взгляд, действий ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», все дела на настоящий момент находятся на рассмотрении арбитражных судов.

– Ранее «СК» уже касался вопросов деятельности вашего Управления по контролю за соблюдением законодательства о конкуренции и на рынке ритуальных услуг, в частности, издания мэрией акта, законность которого проверялась антимонопольным органом. Чем закончилось это дело? – Некоторые положения Постановления мэра Ульяновска № 2641 «Об организации похоронного дела в г. Ульяновске», ущемляющие интересы частных похоронных организаций, были признаны Управлением незаконными и в настоящий момент отменены главой города в добровольном порядке, а 27 января 2006 г. решением Арбитражного суда Ульяновской области подтверждена недостоверность распространяемой информации об обязанности всех организаций, оказывающих ритуальные услуги, заключить договоры с муниципальным предприятием.

Однако ставить точку в этом вопросе пока преждевременно – в настоящий момент Управлением ведется расследование по факту установления различной цены на рытье могил для клиентов разных организаций, что, безусловно, ставит компании, работающие на этом рынке, в неравное положение.

– А на каких направлениях УФАС сделает акцент в этом году?

– Особое внимание в связи с введением новой нормативной базы, пожалуй, будет деляться выделению земельных участков под застройку, порядку проведения госзакупок. Хотя

это, естественно, не означает, что мы не собираемся ослаблять свое внимание к ситуации на других рынках. В настоящий момент количество запланированных контрольных мероприятий уже превышает аналогичный показатель 2005 года.

Записал Алексей ЧЕРНОВ.