Планируемые поправки в Устав области приведут, скорее всего, к ослаблению позиций главы областного правительства Александра Майера и усилению заместителя губернатора Александра Большакова. Не исключено, что именно для этого поправки как раз и задуманы.

С требованием исправить Устав выступила, как уже сообщал «СК», областная прокуратура. В своем представлении властям она указала, что главный документ региона противоречит федеральному законодательству. Речь в основном – о главе областного правительства.

Насколько можно понять из комментариев СМИ, статус премьера прокуратура считает не вполне четким. С одной стороны, глава правительства – это лишь один из членов коллегиального органа, каковым является областной кабинет министров. С другой, он фактически руководит высшим органом исполнительной власти региона и замещает губернатора в его отсутствие. На взгляд прокуратуры, есть варианты урегулирования возникшей коллизии: либо губернатор сам возглавит правительство, либо пост премьера будет самостоятельным, но его статус надо уточнить.

Все это, естественно, напрямую касается нынешнего председателя правительства Александра Майера.

Налицо, как минимум, два пути уточнения его статуса и функций.

Статус можно повысить, усилив его персонификацию и убрав размытость в составе коллегиального правительства. То есть сделать главу кабинета полноценным должностным лицом, способным на равных замещать губернатора.

Но можно пойти и в сторону снижения статуса премьера. В этом случае его полномочия будут урезаны.

В каком-то смысле он превратится в простого председательствующего на заседаниях правительства. И только.

И, конечно, уже не сможет исполнять обязанности высшего должностного лица области, то есть губернатора, когда тот уйдет, например, в отпуск.

Почему-то кажется, что будет избран «второй путь». На исполнение функций губернатора в его отсутствие претендует руководитель его аппарата Александр Большаков. Неформально он это уже делает. Так, именно Большаков, а не Майер представлял главу области в январе на бале прессы. Кроме того, Большаков настаивает, чтобы ранг вицегубернатора, в котором он руководит аппаратом главы региона, был закреплен в документах. Являясь неофициально уже много месяцев «правой рукой» Сергея Морозова, Александр Большаков хочет быть ею и «в законе». Тогда и для областного правительства в целом, и для АлександраМайера он станет прямым начальником.

В пользу этой версии говорит и то, как обставляются предстоящие изменения в Устав. Они могли бы пройти без лишнего шума. На несоответствие пунктов Устава федеральному законодательству прокуратуре достаточно было указать властям устно и посоветовать внести коррективы. Но тогда Александр Майер мог бы воспринять правку Устава как интригу конкретно против него. Теперь же ничего личного – все видят, что уточнения статуса премьера требует «злая прокуратура», а, к примеру, не Большаков.

С полгода назад «СК» все это прогнозировал, говоря, что конкуренция между руководителем аппарата губернатора и главой правительства будет нарастать, а баланс сил будет складываться не в пользу Александра Майера. Его час, собственно, уже пробил. Подчинение Большакову он вряд ли стерпит, и велика вероятность, что уйдет в отставку. Такой поворот, кстати, тоже могли иметь в виду. Тогда «проблема Майера» решается сама собой и на его место назначается новый, уже лояльный к Большакову человек.

Скажем, интенсивно продвигаемый по карьерной лестнице Владимир Козин. Описанную схему почти наверняка поддержит и ЗС. Несмотря на громкий «плач по Майеру», который оттуда слышен, Александра Александровича, если в том будет нужда, сдадут в два счета. «Принципиальность» депутатов в таких делах уже испытана.

Геннадий ЯКИМЧЕВ.