По этой дороге ведут пока наш регион наши власти. По крайней мере, в сфере пассажирского автотранспорта.

Если бы на месте автобуса, в котором я возвращался в прошлую пятницу вечером домой, была маршрутка, случилось бы, скорее всего, ДТП. Автобус «ПАЗ» шел по Верхней Террасе в сторону нового города. Недалеко от остановки «Улица Деева» нам попался старый «ЛиАЗ», шедший из нового города. Вдруг «пазик» резко тормознул, стоявшие пассажиры повалились друг на друга. В этот момент мимо прошмыгнула «Газель». «Чего делаешь, придурок?!» – только и успел крикнуть в окно наш водитель. «Придурок» же выскочил из-за «ЛиАЗа» и появился нам лоб в лоб. Не среагируй водитель «пазика», от маршрутки осталась бы груда железа и разбитого стекла. Это на дорогах города периодически и происходит, поскольку на ульяновских дорогах идет война. За пассажира и лежащие в его кармане деньги.

Именно война, а не конкуренция, поскольку в движении пассажирского транспорта царит полный хаос. На подходах к остановкам маршрутчики грубейшим образом подрезают друг друга, и с особым остервенением автобусы. Не дают им ни приблизиться к остановкам, ни отъехать от них. Применяются, возможно, и какие-то методы еще. Во всяком случае количество автобусов на линиях становится заметно меньше, а маршрутчики, как рассказывают автобусные кондукторы, в открытую потирают руки, говоря: «Уж скорей бы вы совсем исчезли, тогда мы установим такую цену на проезд, какую захотим».

Сейчас автобусы рост цен, в частности на заволжском направлении, сдерживают. Выполняют, иначе говоря, то, что должна делать власть, ибо организация работы транспорта, доступного для людей, – ее прямая обязанность.

Во многих субъектах Российской Федерации давно идут по пути окультуривания этой отрасли, неуклонно сокращая число «Газелей» на линиях и увеличивая парк автобусов.

Власти издают и четкие расписания, в которых «Газели» и автобусы обязаны двигаться строго по времени и соблюдая очередность. Скажем, три маршрутки – один автобус, снова три маршрутки – автобус. Причем работают как автобусы частных перевозчиков, так и государственных с муниципальными.

О планах произвести замещение «Газелей» автобусами говорило и ульяновское руководство.

Особенно на заволжском направлении, где идущие толпами маршрутки осложняют ситуацию на волжском мосту, становясь причиной пробок и ДТП. Но власть очень скоро перестала об этих планах даже вспоминать, то ли признав свое бессилие в борьбе с «законом джунглей», царящим в пассажирских перевозках, то ли вступив с перевозчиками в сговор, то ли просто от лени. Нет речи уже и о приходе в область крупной московской компании, о чем бодро извещала население месяцев семь-восемь назад команда губернатора.

Хаос победил, и это плохо, хотя ничего против маршруток и их водителей лично у меня, например, нет. Они работают сообразно обстановке. Но когда они делаются основным видом транспорта в столице субъекта Федерации, каковым является Ульяновск, это показатель убожества, а вовсе не торжества рынка или какой-то там дребедени еще.

Убого сидеть, упираясь коленками в соседа напротив, крутя головой, чтобы не смущать взглядом других, закрывать по этой же причине глаза, притворяясь спящим, и трястись, трястись, как в консервной банке, часто не имея возможности увидеть, где маршрутка в данный момент движется. И если наша молодежь считает, что вот это все «круто» и солидно, жаль ее, ульяновскую молодежь, с младых ногтей впитывающую убожество в качестве нормы или того хуже – образца.

По словам одного из перевозчиков, владельцы автобусов стараются их сейчас продать. Перспектива, что на линиях останутся одни «Газели», вполне реальна, и тем же заволжцам придется тогда туго. Ни трамвай, ни троллейбус от высоких цен их не спасут, поскольку через Волгу эти виды транспорта не ходят.

При желании власть могла бы привлечь частные автобусы на службу муниципалитету, то есть организовать их работу на условиях, аналогичных трамвайно-троллейбусному управлению. Но когда ездишь в черных машинах с синими мигалками наверху, желаний такого рода, видимо, не возникает.