Воды кругом – море, а городу пить нечего…
Начнем с вещей очевидных, с аксиом…
Аксиома 1-я: с питьевой водой мы вносим в организм большую часть болезней (по одним данным 50-55%; по другим – 60-70%); здоровье зависит от того, какую воду пьем.
Аксиома 2-я: первый водопровод в Симбирске был построен в 1872 году с забором воды из Свияги; в 1961 году воду стали забирать из Волги; в 1991 году Свияжский водозабор был закрыт санитарной службой из-за высокого загрязнения воды в Свияге.
Аксиома 3-я: Волга ныне – канализационная канава огромного, куда сбрасывается масса промышленных и сельских стоков. Волжскую воду можно себе представить как коктейль примерно из 2000 химических соединений, треть из которых вредны для человеческого организма. В соответствии с требованиями к питьевой воде санитарная служба должна контролировать только 50-60 компонентов. А как быть с остальными 650-660?
Аксиома 4-я: вся Ульяновская область за исключением правобережной части Ульяновска использует для питьевых целей подземные воды, качество которых соответствует санитарным нормам.
Аксиома 5-я: в Левобережной части области на расстоянии до 30 км, а в правобережной – до 50-60 км от города известны месторождения подземных вод, способные решить проблему питьевого водоснабжения правобережной части областного центра.
Аксиома 6-я: «не было бы счастья да несчастье помогло» – из-за развала промышленности и сельского хозяйства в стране уровень загрязнения волжской воды заметно понизился; но… все субъекты Поволжского региона ныне принимают энергичные меры по оживлению промышленной и сельской деятельности; при этом новые очистные сооружения не строятся; внедряются технологии, дающие сиюминутную выгоду, часто в ущерб экологии; перспектива такого положения очевидна – скоро волжская вода достигнет прежних своих показателей по уровню загрязнения (в среднем – около 10 предельно допустимых концентраций по каждому компоненту).
Аксиома 7-я: до резкого ухудшения качества волжской воды осталось, по моим оценкам, 4-6 лет.
Перечень очевидностей можно продолжать, но и приведенные выше, они не сигнализируют, они кричат:
1. За какие такие проступки страдает население правобережной части Ульяновска?
2. Почему наши областные и городские власти, на словах искренне заботясь о здоровье горожан, до сих пор не решили в сущности простую проблему – дать подземные воды в эту часть города и тем проявить действительную заботу о здоровье нескольких сотен тысяч ульяновцев; заметьте – не тысяч, не десятков тысяч, а сотен тысяч?
Сейчас проблема по всей территории области стала решаться и во многом решена. Остался Ульяновск, точнее – его правобережная часть. На левом берегу у села Архангельское геологи разведали мощное месторождение, которое по своим запасам подземных вод вполне обеспечило бы потребности Правобережья. Но к тому времени был построен авиакомплекс, достраивался Новый город. Месторождение решением властей было задействовано в пользу Нового города и авиакомплекса. Правобережье осталось снова без подземных вод. Месторождения на Свияге и Барыше по запасам невелики и удовлетворить потребности Правобережья не могут…
Что же делать? Не решать проблемы – нельзя. Как решить ее самым коротким и эффективным путем? Вот соображения старого геолога:
1. Принципиально – выявить и разведать крупное месторождение в Левобережье и перебросить водовод через Волгу. Тут три варианта:
– по старому мосту;
– по новому мосту;
– по дну водохранилища.
Лучший вариант – по новому мосту, поскольку получаем выход водовода к парку Юности, т.е. к ныне действующим головным сооружениям водопровода; переключить их на новый водоисточник – дело техники.
2. Если запасов нового месторождения подземных вод окажется недостаточно для покрытия потребностей всего Правобережья, использовать их для нужд Ленинского и Железнодорожного районов. Потребности Засвияжского района можно будет закрыть за счет месторождения на Правобережье.
3. Реальных вариантов может оказаться несколько. Но, думаю, они будут в одном схожи: основной объем подземных вод будет подаваться с левого берега. В ходе проектирования будет отобран вариант, оптимальный со всех точек зрения.
4. Главное – человеческий фактор. Нужен человек – специалист и организатор, отмеченный властью, который бы определил в качестве основной цели своей жизни – решение проблемы питьевого водоснабжения Правобережья Ульяновска. Речь идет о здоровье почти полумиллиона ульяновцев. Согласитесь – задача из почетнейших. Трудно представить более достойный памятник себе на века.
5. На все про все судьба отводит нам 4-6 лет. Бездействие – смерти подобно.
Иван Мирошников, горный инжненер-геолог, почетный разведчик недр СССР.