Не так давно в Ульяновске произошло незаметное, на первый взгляд, событие: Группа компаний «Универсалстрой» объявила о намерении реконструировать исторические здания в центре Ульяновска – заменить их «начинку» с сохранением исторического облика. Губернатор – «за»! А кто же против?

Инициатива

На данный момент под крыло «Универсалстроя» муниципалитетом, согласно плану приватизации, переданы здание бывшего «Волжско-Камского банка», построенное в конце 18-го века (ул. Гончарова, 32), и построенное в начале 19-го века здание «Воспитательного дома» (ул. Гончарова, 13а).

Что означает «реконструкция с сохранением исторического облика»? А означает это то, что будут сохранены все имеющие историческую ценность элементы: лепнина, чеканка, металлические лестницы и так далее. Здания будут восстанавливать с такой же тщательностью, как восстанавливают древние иконы!

Читатель может спросить, а нужна ли реконструкция историческим зданиям? Ответим: безусловно! На сегодняшний день они представляют самое жалкое зрелище. Например, в доме по ул. Гончарова, 13а, согласно акту технической экспертизы, в аварийном состоянии находится почти все – фундамент, стропила, кровля… В капитальных стенах имеются «сквозные трещины на всю высоту здания» и «деструкция материалов».

По словам одного из арендаторов здания, директора ООО «Регион Экон» Юрия Казакова, работающие здесь люди между собой здание иначе как братской могилой и не называют.

– С одной стороны стена отходит в год на 3-4 сантиметра, – говорит Юрий Борисович. – Полы постоянно ходуном ходят, балки сгнили, потолки готовы рухнуть в любой момент. В подвале фундамент – как губка – такой трухлявый, что буквально под руками рассыпается… В здании не выветривается запах гнили… В 1998-м упал большой кусок стены – тогда только чудом никто не пострадал. После этого поставили «маячки», был выявлен очень сильный крен стены, выходящей на улицу Бебеля, и угловой стены по улицам Энгельса и Гончарова. А ведь это центр города! Под сгнившими стенами постоянно ходят десятки тысяч людей!

– После обрушения в 1998-м власть испугалась и вроде бы «зачесалась», – продолжает Юрий Борисович. – Стали поговаривать, что на реконструкцию здания, представляющего, кроме прочего, историческую ценность и запрещенного к сносу, наконец, выделят деньги. Но тогда дальше разговоров дело не пошло. Деньги-то нужны огромные!

У шести арендаторов дома по ул. Гончарова, 13а, таких денег на подобный ремонт нет. Для сравнения скажем, что снести и заново построить на его месте новый вышло бы гораздо дешевле! Но сносить здание нельзя – оно же представляет историческую ценность. Именно поэтому инициативу «Универсалстроя» арендаторы восприняли как подарок судьбы.

Тернии

Казалось бы, живи и радуйся! В выгоде от реконструкции здания окажутся все – и арендаторы, договор аренды с которыми продлили на 49 лет, и десятки тысяч жителей города, каждый день проходящие под стенами аварийного здания, и мэрия, которая оставила за собой блокирующий пакет акций в 49%, и городской бюджет, который, не потеряв ни копейки на реконструкцию, будет продолжать исправно получать арендную плату.

Инициатива «Универсалстроя» была официально одобрена 23 сентября 2005-го года во время посещения здания по ул. Гончарова, 13а, губернатором Сергеем Морозовым, мэром Сергеем Ермаковым и директором заповедника «Родина В.И. Ленина» Александром Зубовым. Под проектом, предусматривающим реконструкцию здания, были поставлены соответствующие подписи, в том числе и подпись губернатора Сергея Морозова. Кроме реконструкции дома по ул. Гончарова, 13а, проект предполагал снос одноэтажного сруба по ул. Бебеля, 17, и строительство на его месте нового здания с полным соблюдением исторического стиля центра Ульяновска.

И тут начались странности, многих повергшие в шок… 21 декабря 2005 года директор заповедника «Родина В.И. Ленина» Александр Зубов направляет в Городскую Думу письмо, в котором просит разрешения на приобретение… предназначенного под снос здания на улице Бебеля, 17. А это автоматически означает не что иное, как отмену реконструкции здания по улице Гончарова, 13а, так как судьба обоих зданий увязана в один проект.

С этого момента надежды арендаторов на благополучный ремонт здания начали рушиться. В прессе появились заказные статьи, обращения в мэрию и прокуратуру. Похоже, директор заповедника делает все, чтобы не позволить «Универсалстрою» приступить к реконструкции. Возникает логичный вопрос: почему? Что движет Александром Николаевичем?

Нас удивляет то, что директор заповедника не понимает или по каким-то причинам не хочет понимать, что передача находящихся в аварийном состоянии зданий на баланс заповедника невозможна в принципе! Или им движет желание эксплуатировать их до полного разрушения, способного привести к человеческим жертвам? Ведь денег на восстановление и реконструкцию зданий в заповеднике «Родина В.И. Ленина» просто нет.