Владелец ульяновской кондитерской фабрики «Волжанка» – норвежский концерн «Оркла» – объявил о приобретении в России еще одного предприятия этой отрасли. Норвежцы подписали соглашение о покупке 75 процентов акций ЗАО «Кондитерская фабрика им.

Н.К.Крупской» в Петербурге. Тем самым «Оркла» выполняет намерения, высказанные после прихода в объединение «Сладко», о постепенном расширении своего присутствия на российском рынке.

Покупка «Крупской» – вторая попытка норвежцев войти в производство кондитерских изделий на северо-западе России. В 2002 году, еще до приобретения «Сладко», «Оркла» купил 20 процентов акций питерской кондитерской компании «Любимый край», но потом продал их. Теперь сделана более серьезная заявка.

Кондитерская фабрика им.

Н.К.Крупской была основана еще в 1938 году. Среди бурных волн перестройки сумела удержаться на плаву и даже модернизировать производство. Сегодня она является ведущим производителем шоколадной продукции на северо-западе, имея мощности по выпуску 20 тысяч тонн изделий в год. Ассортимент фабрики составляет около 130 наименований, среди которых такие фирменные конфеты, как «Медный всадник», «Летний сад», «Невский проспект». До сих пор основными владельцами «Крупской» были топ-менеджеры фабрики.

Сумма сделки по приобретению норвежским концерном питерского предприятия не разглашается, но специалисты оценивают ее в 50 млн долларов. Это сопоставимо с покупкой «Сладко»: тогда «Оркла», получив екатеринбургскую и ульяновскую фабрики, заплатил, предположительно, около 100 млн долларов. После окончательного оформления контракта норвежцы обещают вложить инвестиции в оборудование «Крупской» и продвижение брэнда. О том, станет ли новое предприятие норвежцев частью холдинга «Сладко» и будут ли все российские кондитерские активы «Оркла» управляться одной компанией, пока ничего не сообщается.

Сегодня эксперты оценивают долю «Сладко» на кондитерском рынке России в пять-девять процентов. «Крупская» занимает около одного процента и вроде бы увеличивает присутствие «Оркла» в нашей стране незначительно. Однако на петербургском кондитерском рынке доля фабрики им.

Н.К.Крупской составляет 30 процентов, что позволит норвежцам укрепиться в регионе, где позиция «Сладко» слаба. С помощью «Сладко» уверенно выйти на столичные рынки концерну «Оркла» не удалось – слишком велика шоколадная конкуренция в Москве и Питере, где достаточно других игроков, жаждущих хорошо заработать на богатых покупателях. Теперь норвежцы, видимо, пошли другим путем: приобретают столичные предприятия. По некоторым данным, они и в московском регионе не прочь отхватить чего-нибудь сладенького.

Некоторые аналитики считают, что шаги «Оркла» нацелены на завоевание ведущих позиций на российском кондитерском рынке. Во время покупки норвежцами «Сладко» их конкуренты подчеркивали, что компании без опыта работы на шоколадном рынке будет сложно занять свою нишу в России. Однако «Оркла» продолжает внедрение.