Завтра Городская Дума вновь планирует обсудить вопрос передачи самарской фирме двух основных теплоснабжающих предприятий Ульяновска – «Городского теплосервиса» и «Теплокома». Но Дума, как это ни парадоксально, занимается в данном случае не вполне своим делом.
По сути, энергетики пошли на ультиматум: или возвращайте долги, или отдавайте предприятия. Можно сказать и более резко, так, как выразился однажды президент России Владимир Путин, назвавший подобную политику корпоративным шантажом. Речь ведь идет не о паре каких-то заводишек, а о главных жизнеобеспечивающих предприятиях города, от которых напрямую зависит безопасность его населения. И вот их-то у мэра и требуют. Для начала – в аренду. Либо в управление. Но все прекрасно понимают, что цель – оттяпать «Теплоком» и «Теплосервис» навсегда. Неделю назад большинство депутатов Думы склонилось к мысли, что предложение энергетиков «стоящее» и, если мэр не выдвинет альтернативы, надо, дескать, «Теплоком» и «Теплосервис» отдать. На завтра мэр города Сергей Ермаков приглашен в Думу для дачи показаний.
Формально он вправе это приглашение проигнорировать, поскольку передача муниципальных предприятий в аренду (управление) – вопрос хозяйственный, не входящий в компетенцию Думы. Тогда зачем думский сыр-бор и зачем туда зовут мэра?
Официально – в связи с обеспокоенностью судьбой предприятий, проблемой долгов и состоянием бюджета. Неофициально – все остальное. Например, попытка давления на мэра. Ему предложат показать выход, исключающий потерю «Теплокома» и «Теплосервиса».
Вытряхнуть из рукава 200-300 млн и передать их в счет погашения долгов за энергоресурсы глава города вряд ли сможет, в ответ депутаты разведут руками и скажут: ну что ж, Сергей Николаевич, раз другого выхода у Вас нет…
Фокус, однако, в том, что выхода из этой ситуации быть не может в принципе. Ситуация изначально строилась как безвыходная, о чем депутаты знают лучше других. На их глазах неоднократно и очень резко повышались тарифы, в том числе и на тепло. Повышались они под давлением все тех же энергетиков, угрожавших санкциями все по тем же долгам. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, к чему ведет такое «решение» проблемы – к ее дальнейшему усугублению. Чем выше тарифы, тем меньше у потребителей возможности оплачивать услугу, а значит, больше задолженность.
Энергетики делали все, чтобы не выпустить город из долговой ямы.
Власть, выходит, им пособничала.
Когда повышались тарифы, депутаты молчали, заявляя, что не могут вмешиваться в прерогативы мэрии. Да, они не вправе менять тарифы, но высказывать свою позицию по проблеме Дума, как орган представительной власти, была просто обязана.
Нынешний кризис – прямое следствие порочной политики «умиротворения агрессора», которая проводилась при Шаманове и проводится вот уже почти полтора года при новой власти. Городская Дума следует, вероятно, также в русле этой политики. Не случайно голос депутата Валерия Стародубцева, поставившего на прошлом заседании под сомнение и тарифы, и пресловутые долги, остался чуть ли не гласом вопиющего в пустыне. А его требование аудита себестоимости наткнулось на абсурдный вопрос, за чей счет проводить этот аудит. Получается, что властям проще отдать имущество стоимостью в несколько миллиардов рублей, чем миллион-два за ревизию с целью выяснить обоснованность долгов, ставших орудием шантажа городского руководства. Не принимают же они всерьез болтовню лощеных мальчиков Чубайса о возможности снизить тарифы, если предприятия перейдут к ним.
В Саратове, где «это уже сделано», тарифы на тепло самые высокие в Поволжье. Да и у нас, повторюсь, все повышения были результатом давления со стороны людей Чубайса. Они слишком привыкли к столь непыльному способу делания денег, чтобы от него отказываться.
Тем более если все будет в их руках. И что будет делать Дума, когда в собственности города ничего уже не останется и умиротворять мальчиков будет больше нечем тыкать пальцем в Ермакова и обвинять его в том, что все раздал?
Как власть в целом собирается исполнять предписанные ей 131-м Законом функции, среди которых и организация теплоснабжения с электроснабжением, – уповать на мальчиков? Но им плевать на эти функции. Им главное – сорвать куш, а потом хоть вечным льдом тут все покройся.