История с попытками вывода из собственности города теплосетей и обслуживающих их предприятий все больше обретает детективный оттенок.
По мнению некоторых юристов (не из власти), налицо подготовка к преднамеренному банкротству «Городского теплосервиса» и «Теплокома». Обосновывая этот вывод, его сторонники ссылаются на уже обнародованные выдержки из протокола совещания, прошедшего в конце марта и разработавшего план действий.
Там черным по белому, буквально по пунктам, забита очередность шагов по «Теплокому» и «Теплосервису». Сначала – передача предприятий в управление расположенному в Самаре ОАО «Волжская ТГК», потом – начало их банкротства.
Этот пункт вписан, видимо, как конечная и заведомо поставленная цель, поскольку никаких упоминаний о финансовых предпосылках к банкротству протокол не содержит.
Под документом, официально в СМИ не поступившим, стоит, среди прочих, подпись директора по сбытовой деятельности СМУЭК и одновременно зятя экс-губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова – Станислава Невейницына.
Предполагают, что именно Невейницын и разработал план операции. Если он составлялся только ради банкротства «Теплокома» с «Теплосервисом», то вся эта история выглядит, мягко говоря, грязновато.
По обвинению в похожих действиях бывший директор одного из ульяновских заводов, к примеру, отбыл недавно за решеткой больше года. Насколько осведомлен «СК», прокуратура внимательно следит и за нынешним скандалом.
Но если с теплосетями преступного умысла даже и не было, сюжет получается не намного чище. Основным мотивом, якобы подталкивающим руководство Ульяновска к передаче теплоснабжающих предприятий самарцам, называют следующий. В конце 2004 года (еще при Павле Романенко) и в 2005 году (уже при Сергее Ермакове) мэрия выдала гарантии по долгам «Теплокома» и «Теплосервиса». На сумму, превышающую 400 млн рублей.
Однако предприятия с энергетиками не рассчитались, и теперь платить за них обязан, дескать, город. Сумму, близкую к 160 млн рублей, энергетики подтвердили через арбитражный суд. За нее-то они и требуют теплосети.
«Это абсурд, – комментирует ситуацию бывший первый зам.мэра Ульяновска Виктор Моисеев. – Гарантии, на которые ссылаются кредиторы и власть, не могут иметь никаких юридических последствий. По одной простой причине: эти гарантии неправомерны. Они были даны без внесения соответствующих строчек в бюджет города».
Моисеев считает выдачу гарантий превышением должностными лицами их полномочий. Но главное, на его взгляд, что город они ни к чему не обязывают. Почему этот аргумент не используется юристами мэрии в судах, а депутатами Гордумы и областным руководством – в спорах с энергетиками, Виктор Моисеев не понимает.
Проблемы с обеспечением безопасности теплосетей лично он, кстати, не видит.
Как объекты особой важности сети должны быть внесены в городскую казну, на которую не обращаются взыскания по судебным искам. А захотят энергетики банкротить «Теплоком» с «Теплосервисом», пусть банкротят, но дело они будут иметь всего лишь с малозначащими конторами, то есть стульями, столами, карандашами и оргтехникой.
Серьезной угрозы интересам населения это, на взгляд Моисеева, не создаст.
Но пока, как «СК» уже сообщал, обсуждается вариант сдачи предприятий энергетикам в аренду. Чем может грозить такая схема, продемонстрировал пример Волгограда, где прокуратура расследует сейчас исчезновение в «недрах» арендатора крупной суммы денег. По версии СМИ, арендатор был также связан с империей Чубайса. И еще: вариант аренды в ульяновском случае пахнет другой статьей Уголовного кодекса – №179 (принуждение мэра к совершению сделки или к отказу от ее совершения). Почти все, кто принуждает, уже известны.