Валентина Ермошкина: «Как я работала в ООН»

Приближается лето – пора каникул. В это время хочется отдохнуть и попутешествовать. Однако, как правило, у студентов попросту не хватает денег. Можно ли совместить отдых, заработок и при этом ещё выучить английский? – Оказывается, можно! Валентина Ермошкина учится на пятом курсе гуманитарного факультета государственного технического университета. Специальность – «Издательское дело и редактирование». Два года подряд она ездила в Америку. Мы попросили Валентину рассказать о своих поездках. Вот что она нам поведала.

С чего началось

Одна моя хорошая знакомая съездила в Америку. Там заработала денег. После чего начался интенсивный карьерный рост. Я подумала, что поездка в Америку будет хорошим стартом, поможет продвинуться. В общем, стоит попробовать.

В течение года пришлось морально готовить родителей к предстоящей поездке. У мамы было понятие: Америка – это далеко и вообще не для нас, дочку там украдут и ограбят. Потом подключилась бабушка: продадут в рабство, попадешь на деньги… В итоге всё-таки удалось убедить родных.

Агентство, которое не «кинет»

В Ульяновске несколько фирм занимаются отправкой студентов в Америку. Как правило, все фирмы проверенные. И потом, знакомые подсказали нам, в какую обратиться.

Если ехать за деньгами, лучше выбирать фирмы типа “Work and Travel”. Минимальная зарплата – шесть долларов в час. Официантки, горничные, уборщицы. Без знания языка – подметать дворики или что-то вроде. Многих берут в парки аттракционов на знаменитые «Американские горки» – нажимать кнопочки, включать-выключать и пристёгивать людей ремнями безопасности (так называемые «райдеры»).

Поставь себе цель

У меня была другая цель. Я ехала не зарабатывать деньги, а по «программе культурного обмена» типа Camp America. Считала, что важнее освоить английский язык. Того, чему нас учили в школе, оказалось совершенно недостаточным для общения. Поэтому выбор пал на детские лагеря. Там предоставляется и жильё, и работа.

Как потом выяснилось, если ехать исключительно за деньгами, то в итоге выходит примерно та же сумма. Некоторые, правда, привозили по четыре тысячи долларов за лето, но для этого надо «упахиваться» и экономить на всём, тщательно взвешивая, как потратить каждую копейку. Еда безумно дорогая. 20 долларов улетают с той же скоростью, что и наши 20 рублей. Маленьких упаковочек с сыром или колбасой дешевле трёх долларов в супермаркете не найти.

Американское посольство

Это вообще самое страшное. Результат собеседования абсолютно непредсказуем. Могут отказать, потому что у тебя некрасивое лицо или потому что им показалось, что ты плохо говоришь. Причины отказа объяснять никто не обязан. Но если это случилось, то навсегда.

Вопросы на собеседовании задают очень простые. Одну девушку, например, спросили: «Вы студентка?» – «Да». – «Какие пары вам пришлось пропустить, чтобы попасть на собеседование?» – Она растерялась, замялась. В результате – отказ.

Меня долго мучить не стали. «Куда едешь?» – «В лагерь». – «Зачем?» – «Посуду мыть». – «Молодец! Езжай!»

«Не учите меня жить, лучше помогите материально»

В то время поездка стоила тысячу долларов США: 700 – авиабилеты, 200 – фирме за подбор вакансии, 100 – за визу. Эту тысячу мы вносили частями в течение года. Потом в конце получаешь 1200 по контракту за работу в лагере. Остаётся ещё свободное время (четыре – пять недель). Можно остаться в этом же лагере и поискать другую работу. В первый раз так и сделала.

Дебют на чужбине

Меня направили в лагерь для мальчиков. Работала помощником повара на кухне (food service assistant). Мы занимались в основном сервировкой. Готовую еду привозили из супермаркетов. Её нужно было только разогреть в духовке, разложить по тарелкам и раздать детишкам. Жили в деревянных летних домиках. Так как работали на кухне – еды было навалом. Однако проблемы начались с самого начала. Первые две недели я вообще не могла есть американскую еду быстрого приготовления (fast food), питалась исключительно фруктами. Fast food привозят из супермаркетов в замороженном виде. Это невкусно, непривычно. У многих иностранцев возникают подобные проблемы, особенно у азиатов.

За десять недель по контракту получила 1350 долларов. Этого хватило, чтобы вернуть долг, и даже ещё немного осталось – и денег, и времени.

Осталось шесть недель, весь народ разъехался, мне предложили освоить другую специальность. Так я стала инструктором по скалолазанию. Шесть недель – ещё полторы тысячи долларов. Плюс ко всему я поняла, что «заболела» скалолазанием.

Заработанные деньги решила потратить на путешествия. Побывала в Нью-Йорке и Бостоне. Неделю жила в Бруклине одна – белая девушка в тёмных кварталах. Ходила по музеям Манхэттена. Главное – всегда возвращаться домой до захода солнца. Всё обошлось.

Вторая поездка

Второй раз ехать гораздо легче, многое знакомо. В этот раз я решила работать инструктором по скалолазанию.

На этот раз попала в лагерь для девочек 10 – 13 лет. Естественно, в этом возрасте любимые темы – секс, мальчики, любовь. Как раз эти темы – табу. Лишнее слово – суд, тюрьма. Если начинают задают вопросы про спиртное и прочие вредные привычки, можно отвечать только, что это очень плохо.

Каждый час ко мне на скалодром приходила новая группа. Я была занята 24 часа в сутки шесть дней в неделю. Вообще в лагере все мероприятия, фестивали, концерты расписаны на месяц вперёд. По воскресеньям – общие праздники, олимпийские игры, лошадиные шоу. Иногда были поездки за пределы лагеря. Например, на фестиваль американских горок или на бейсбол.

Особенности американского подхода

Во время лагерной смены вокруг были сотни людей, которые заботились обо мне, кормили, одевали, накрывали на стол. Директор обязательно спрашивал, как настроение, самочувствие, не болит ли голова. Это входит в их обязанности. Если они приглашают иностранных гостей, они должны создать им идеальное мироощущение.

В обе смены мы работали вместе с со-вожатой из Австралии. Девушка попалась очень неопрятная, не в состоянии следить даже за собой, не то что за детьми. Поначалу мы много конфликтовали по этому поводу. Когда возникают конфликты, начальство не ругалось, а искало причины. Нам оказывали психологическую помощь. Сначала проводили тестирование, определяя суть, потом по-другому распределили функции, время работы – и всё наладилось.

Как я попала в ООН

В этот раз я решила не оставаться в лагере после смены. Поехала в Нью-Йорк и целый месяц работала в ООН. Познакомилась с одним человеком через Интернет. Он русский, из Ульяновска, немолод. У него были деньги, машина, квартира в Нью-Йорке. Он мне помог – просто по-дружески. В тот момент у него было не так уж много друзей в Америке. Что касается сексуальных домогательств, могу утверждать, что, переехав в Америку, русские утрачивают некоторые свои национальные привычки. Андрей (назовём его так) работал в Организации объединённых наций. И меня туда устроил. Подобные вещи в Америке случаются на каждом шагу.

ООН изнутри – это…

… Шикарная громадная корпорация, которую ненавидят американцы. ООН пытается организовать идеальный мир, а Америка хочет всё прибрать к рукам. Если американец узнает, что ты работаешь в ООН, это вызовет у него стойкую внутреннюю антипатию. Впрочем, вы этого никогда не почувствуете.

В общем, я каждый день ходила на работу. Делала официальный сайт. У меня было русскоязычное начальство, которое мне объясняло, что и как надо делать. Я корректировала документы, вносила в базу данных – самая обычная работа, ничего особенного.

Остаться жить в Америке?

Нет, мне никогда этого не хотелось. Там слишком мало друзей. В таком огромном мегаполисе, как Нью-Йорк, практически невозможно найти родственную душу. Очень много одиноких, потерянных людей. А ещё это первый город в мире, где женщины начали подавать в суд на мужчин за сексуальное домогательство, если мужчины пытались заговорить с ними на улице. После этого мужчины в Нью-Йорке вообще боятся подходить к женщинам.

Чем ближе становился отъезд, тем острее я тосковала по родине, друзьям. Вернувшись домой, я поняла, что пока не хочу больше никуда уезжать. Два лета меня не было в Ульяновске, поэтому нынешнее лето хочу провести в родном городе. У меня здесь безумно много друзей. Правда, я снова устроилась на работу, но, думаю, для всего найдётся время.

Записала Елена Огнева.