«Макро» и «микро»

Анекдот про отношение оптимиста и пессимиста к стакану, наполовину заполненному водкой, более-менее точно определяет разницу в отношении чиновника (начальника) и гражданина к одному и тому же событию. Помните? – «Стакан наполовину пуст» (это оценка пессимиста). «Стакан наполовину полон», – считает оптимист. В общем, оценка чего-либо зависит от умения взглянуть на одно и то же событие с разных точек зрения. И случается даже так, что человек начинает видеть то, чего на самом деле НЕТ…

Незамеченный ремонт

Дому №4 по Ульяновскому проспекту – 17 лет. Уже 17, или всего лишь 17 – (вот уже и анекдот про стакан начинается!) судить, конечно, не нам, а его жителям. Но только решили жители первого подъезда (а всего их в доме два), что не мешало бы хотя бы раз их подъезд отремонтировать. Ведь после сдачи дома в эксплуатацию ни одного ремонта в подъезде не было. А тут ещё на носу – выбор способа управления домом. И каждому хозяину понятно, что прежде, чем выбрать, как управлять (ТСЖ, самим или передать дом в управление управляющей компании), нужно выяснить – чем предстоит управлять. И в начале января написали они письмо директору муниципальной управляющей компании «Новый город». Так, мол, и так: деньги больше 16 лет платим, а ремонта в подъезде не было ни разу. На всякий случай напомнили директору о правах потребителей и о том, что по закону ремонт должен делаться, ну, в самом редком случае – раз в 5 лет. (Несложный арифметический расчет говорит о том, что жители должны были счастливо пережить, как минимум 3 ремонта.) И еще попросили директора, предоставить акт состояния помещений общего пользования (подъезда, подвала, чердака крыши). Ведь, в скором времени всем этим владеть придется. И не мешало бы владения изучить до прихода «на царство».

Ответа от директора пришёл не в виде маляров и штукатуров подрядчика «Нового города» – ООО «Жилстройсервис» (ЖЭУ-1). Директор «Нового города» Олег Коршунов написал, что «технический подвал и чердак находятся в технически исправном состоянии, двери постоянно закрыты на замок», «состояние кровли обследовать не представилось возможным» (на дворе – зима, на крыше – снег). Отметив, что ООО «Жилстройсервис» выдано предписание на ремонт приёмных клапанов мусоропровода и остекление «второй нитки» оконных переплётов, Коршунов поставил свою подпись под утверждением: «Ремонт в подъезде №1 проводился в январе 2002 года силами РСЦ МУП ЖКХ «Новый город» и на момент проверки находится в удовлетворительном состоянии. По результатам осенних осмотров ремонт подъезда по необходимости будет рассмотрен для внесения в проект – плана на 2007 год».

А штраф заплатим… из ваших денег!

Непонятно, что больше не устроило жильцов в ответе директора: снег на крыше или незамеченный ими ремонт в 2002 году. А, быть может, их расстроила собственная некомпетентность: до ответа Коршунова они полагали, что главное в подвале и на чердаке – не замок, а всякие трубы, вентили и прочие задвижки.

Но, уверенные в своей правоте, написали они письма в областную жилищную инспекцию и прокуратуру Заволжского района, выразив в нем и некоторые свои подозрения: «Такое знаменательное событие, как ремонт подъезда, мы бы не забыли, но никто из жильцов нашего подъезда не мог этого вспомнить». Рассказали в письме, что действительно, ремонт в подъезде делался. В августе-сентябре 1998 года. «Качественный и дорогой». Но сделал его «жилец нашего подъезда Александр Захаров (предприниматель – Г. А.), на собственные средства, в чем мы ему бесконечно признательны». «Возможно, работники МУП ЖКХ «Новый город», пользуясь случаем, списали какие-то средства под этот ремонт, который они не производили, но ремонта, в 2002 году, тем более в январе, нам никто не делал». «Ответ на нашу претензию, в котором кроме лжи и очковтирательства ничего нет, господин Коршунов подписал либо по некомпетентности, либо с целью протянуть волокиту до 01.01.2007 года, чтобы не делать ремонт…» И в заключение – дубль просьб, ранее направленных директору «Нового города». А дополнительно – провести проверку финансирования дома на предмет ремонтов всех видов, и того, как эти средства были освоены. Выразив «надежду на участие и понимание», в начале февраля отвезли письма адресатам.

Реакция районной прокуратуры на это письмо до сегодняшнего дня неизвестна.

Жилинспекция через месяц выдала «Новому городу» «предписание» устранить нарушения: до 2 апреля произвести ремонт, остекление и окраску оконных блоков и рам. А до 2 июня – произвести ремонт в подъезде (инспекция в качестве нарушения отметила отслоение штукатурки и окрасочных слоев стен).

На прошлой неделе, так и не дождавшись никаких телодвижений «Нового города», жители направили письмо начальнику городского комитета ЖКХ Владимиру Еремину: «Некоторые работы, согласно предписанию, должны быть сделаны до 2 апреля, но, как говорят, «а воз и ныне там»… Мы обращались по телефону в «Новый город» с просьбой начать ремонт, так как, если сроки не будут соблюдены, организация должна будет заплатить штраф 40 тыс. руб. На это нам ответили, что этот штраф будет оплачен из наших же денег, но на ремонт средств нет».

Вне закона, но существует

Такова микро-ситуация. А как видится ситуация на макро-уровне? Возьмем сразу – областной. Потому что на городском уровне – хоть электронный микроскоп используй: ничего не заметишь. Ведь все «городские» инициативы рождаются в областном «белом доме», да и коммунальные реформаторы проживают там же.

Итак, из последних макро-представлений (только – по официальным сообщениям). «В Ульяновской области окрепла дисциплина платежей в сфере ЖКХ» (то есть, мы с вами в платежах за ЖКУ стали более дисциплинированными). «Низкое качество жилищно-коммунальных услуг населению объявлено в Ульяновской области «вне закона».

А вот несколько отчётов областной жилищной инспекции. В январе выявлено 308 нарушений в сфере ЖКХ. Составлено 57 протоколов, руководителям предприятий ЖКХ выдано 87 предписаний. К сожалению, часто требования инспекции устранить те или иные нарушения, не выполняются (это – из признания начальника жилищной инспекции Валерия Агафонова). За март выдано 125 предписаний, оформлено 45 протоколов об административных правонарушениях, рассмотрено 11 дел, наложено административных штрафов на общую сумму 139,5 тысяч рублей…

9 февраля Сергей Морозов подчеркнул, что руководители жилищно-коммунальных предприятий будут нести персональную ответственность за проволочки с решением проблем качества ЖКУ, и потребовал от руководителей предприятий жилищно-коммунального комплекса оперативно реагировать на обращения граждан, а также в установленные сроки исполнять требования жилищной инспекции.

27 марта губернатор подверг резкой критике ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве области за низкое качество предоставляемых услуг, неэффективное расходование бюджетных средств, коррупцию. «В самое ближайшее время мы начнем наводить порядок в сфере жилищно-коммунального хозяйства», – заявил губернатор. А 22 апреля и.о. заместителя министра топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Андрей Пашенцев представил концепцию реформирования ЖКХ на 2006-2010 годы…

Повторяю, все это было – из официальных сообщений.

Способ выбора способа

Следующую ситуацию рассмотрим, опять же, на примере дома №4 по Ульяновскому проспекту. Но пойдем от обратного – начнём с макро-уровня. С мнений официальных лиц. Геннадий Бударин, депутат гордумы недавно заявил, что «принципиальных изменений» в обстановке ЖКХ нет: «На дворе уже апрель, а в моем округе до сих пор нет ни одного дома, который напрямую бы обслуживался частной подрядной организацией. И в этом «заслуга» прежде всего жителей микрорайона. С одной стороны, они хотят, чтобы безобразия в коммунальной сфере прекратились, чтобы крыши не текли, подъезды были отремонтированы, в домах было тепло, но для этого сами они ничего не делают. А ведь нужно не так много: просто собраться всем вместе и решить коллективно, какой способ управления многоквартирным домом выбрать…»

Губернатор 27 марта «напомнил о фактах недовольства населения приходом в жилищно-коммунальную сферу частного бизнеса. Главная причина – нет заметных изменений к лучшему».

На микро-уровне проблема выбора способа управления выглядит несколько иначе. И возникает проблема уже в способах выбора способа управления… В доме №4 по Ульяновскому проспекту еще весною прошлого года некоторые жильцы хотели создать ТСЖ. Но раскачать людей оказалось делом трудным, и ТСЖ так и не создали. Дом обслуживает ЖЭУ-1 (входящее в структуру частного подрядчика – ООО «Жилстройсервис»). Стремясь создать задел на будущее, «Жилстройсервис» предложил себя в качестве управляющей компании и в доме №4. Голосование было заочным: людям предлагали расписаться в заготовленных бланках решений. И естественно, при сборе подписей агитировали. Да такими способами, что в начале марта 60 жителей этого дома (а в доме около 200 квартир) написали директору «Жилстройсервис» письмо, в котором сообщили: «Начальником ЖЭУ-1 и его сотрудниками используются нечистоплотные методы (фальсификация документов, угрозы, шантаж) в адрес жильцов и инициативной группы, при заключении договоров на обслуживание на 2006 год. Просим вам признать все документы (уведомления, списки, договоры) подписанные жильцами дома, недействительными в связи с неверной информацией, предоставляемой сотрудниками ЖЭУ-1 нашим жильцам. Жильцы нашего дома не принимали ни на одном собрании решения о выборе обслуживающей компании на 2006 год». Среди подписавших письмо, кстати, есть и те, кого описанными в обращении методами сагитировали за «Жилстройсервис». На обращение к директору ООО «Жилстройсервис», ответа, как вы правильно догадались, не последовало. А действие – последовало: «Жилстройсервис» направил собранные по дому №4 документы по выбору ООО «Жилстройсервис» в качестве управляющей компанией для утверждения в городской комитет ЖКХ…

Вопросы есть? Есть. Ответов нет…

От автора

Через месяц исполнится год, как началось ускоренное реформирование ЖКХ в Ульяновске. На макро-уровне, по заявлениям реформаторов, и экономия появилась, и разделение функций заказчика и подрядчика и прочие «прелести» реформы. А на микро, с какой точки зрения не посмотри, – только тарифы повысились, да приписки и взятки остались (как в случае «Засвияжья-1»). Да… Похоже, не тот анекдот я напомнил в начале статьи…

Геннадий Антонцев.