Есть мнение

Набережная Свияги: красивая мечта или «троянский конь»?

На состоявшемся 13 апреля совещании у губернатора речь шла о благоустройстве набережной реки Свияги. В настоящее время проект градостроительного освоения поймы Свияги – один из наиболее амбициозных. Проблема в том, что река погибает, подвергаясь воздействию множества источников загрязнения.

Мы решили узнать мнение специалиста – главного эколога Ульяновска Андрея Салтыкова.

– Андрей Владимирович, разработка проекта вскрыла проблемные места. Что вас настораживает в первую очередь?

Проектом предложено спрямление русла реки в нескольких местах. Это очень смело нарисовано. На первый взгляд, решение довольно рациональное, но его экологические последствия абсолютно не просчитаны. Скорее всего, экологическая экспертиза не поддержит данное предложение – во всяком случае, предполагаемую засыпку Свияжской Луки. Возможно, будет настаивать на сохранении её как старичного русла с обязательной его прочисткой.

– А вывод за город реки Сельдь?

– Вывод за город реки Сельдь совершенно оправдан, поскольку Сельдь, втекая в Ульяновск, собирает все грязные стоки. Затем она впадает в Свиягу, а потом течёт как бы навстречу себе уже в составе Свияги параллельно, но в обратную сторону. Если эту петлю спрямить ещё до входа в промышленную зону, то выиграют все: Сельдь станет чище, а все стоки, которые попадают в неё сейчас в районе автозавода, останутся без разбавления. Они тем самым вскроют, обнаружат и разоблачат себя, что очень хорошо. Кроме того, освободится много полезной земли, которую можно будет впоследствии использовать под застройку.

– На ваш взгляд, так ли уж необходима ликвидация плотины ТЭЦ-1?

– Сегодня плотина ТЭЦ-1 стала не нужна энергетикам, и они предлагают взять её городу на баланс.

– К чему может привести ликвидация плотины?

– Все почему-то полагают, что плотина – враг, что из-за неё происходят все подтопления, затопления, что из-за неё теряются земли, но это только половина правды. Есть и обратная сторона медали. Если убрать плотину, то в засушливые годы вместо полноводной реки мы будем иметь в центре города маленький зловонный ручеёк. А его донные отложения будут образовывать песчаные бури, состоящие из токсичных веществ, висящих над городом в виде смога.

– На Свияге существуют также оползневые зоны. Велика ли опасность оползней?

– Таких зон – две. Есть опасение, что если резко и быстро сбросить уровень Свияги, то это увлечёт с собой целые пласты земли. В настоящее время сложилось довольно хрупкое равновесие. Если убрать подпор иловыми массами, оползни оживут.

– На совещании почему-то ни слова не было сказано о противооползневых мероприятиях. Наоборот, члены дирекции ООО «Набережная» томно вздыхают по поводу выделенных из федерального бюджета десять миллионов: «О, это же надо освоить!»…

Противооползневые мероприятия обойдутся недёшево – десятки миллионов рублей. А если заранее не подготовить документацию, то возникнут проблемы и с освоением одного миллиона.

– Насколько логично начинать чистить реку с устья, а не от истока?

– Думаю, логичнее было бы начинать чистить от истока, но решили чистить снизу. Возможно, так решили, чтобы по максимуму выбрать донные отложения, а это всегда полезно. Река в этом случае будет и сама «разгружаться» быстрее.

– Губернатор задал участникам проекта вопрос: «Есть ли у вас мечта?». Насколько я понимаю, конечный результат видится весьма туманно.

– Вопрос был задан не случайно. Вполне логично, что губернатора интересует конкретный образ будущей Свияги. Беда в том, что единой концепции среди тех, кто занят проектом, в настоящее время как раз и нет. Есть несколько слабо состыкованных позиций. В этом случае природоохранным структурам необходимо быть особенно бдительными. Слишком уж много соблазнов у тех, кто берётся за реализацию проекта.

– Как правило, бизнесмены не настроены на длительное вложение капитала, которое вряд ли вообще принесёт отдачу. А тут – долгосрочный проект, рассчитанный на 10 – 15 лет… Вас ничего не настораживает?

– В ходе обсуждения лично у меня возникло стойкое опасение, что у многих градостроителей есть соблазн превратить Свиягу не в зону отдыха, а в коридор для коммуникаций, канализационных труб и дорог. Первое, что декларируют организаторы проекта: будет эколого-рекреационная зона с доминирующим профилем «отдых – рекреация – оздоровление». Следовательно, основными должны быть социальные и спортивно-оздоровительные учреждения и объекты. Однако, прослушав всё, о чём говорилось на совещании, можно прийти к выводу, что некоторые составляющие проекта, просто не пройдут экологическую экспертизу. Есть опасение, что будут попытки построить торговые центры и жилые дома на особо охраняемых природных территориях. Например, (и это было полной неожиданностью!) – жилой микрорайон на территории экологического парка «Чёрное озеро». Это вещи в принципе несовместимые! Уж очень всё происходящее напоминает пресловутого троянского коня, внутри которого прячутся небоскрёбы для жилья, офисы… Сейчас Свияга выполняет роль аэродинамического коридора проветривания. Проходя через промышленное Засвияжье, через Железнодорожный район с юга на север, она вытягивает грязный воздух и закачивает свежий. Если сейчас построить дома вдоль Свияги, то аэро-динамический коридор закроется. Подобное строительство уже пытались осуществить в советские времена, но тогда экологам удалось его остановить. Сейчас пришло новое поколение архитекторов, которое пытается наступить на те же грабли.

– Во время предварительного обсуждения предлагалось два варианта набережной: санкт-петербургский и минский. И вдруг откуда-то возникли в качестве иллюстраций ялтинская и геленджикская набережные. Что бы это значило?

– Действительно, на совещании не был упомянут ни один из ранее рассматривавшихся вариантов. Что касается Ялты и Геленджика, подобные набережные – морские, такой проект может быть реализован на водохранилище, на Венце, но ни в коем случае не на реке. Вообще в мире существует три варианта обустройства малых рек, таких, как Свияга, проходящих в черте города.

Вариант первый – « дикий»

Мне очень нравится этот вариант, когда река течёт по городу, чистая, красивая, и сохранён первозданный ландшафт. В мире подобная набережная есть, например, в США, в штате Минессота. Там есть заводи наподобие нашего Чёрного озера, ходят люди с биноклями, играют дети, на берегу построен прекрасный визит-центр. Фактически человек не вмешивается в жизнь экосистемы. При этом прекрасно организована охрана, много денег тратится на поддержание дикой природы. Строго говоря, это достаточно дорогое удовольствие. Дикая природа в городе должна быть абсолютно безопасной, чистой. Вряд ли Ульяновску это по карману.

Вариант второй – «предельно цивильный»

Это когда всё закатано в бетон – как в Москве и Питере. То, к чему сейчас пришли Чебоксары. Сейчас стало модно туда ездить перенимать опыт. Хочу сразу предостеречь. Хотя с виду всё очень красиво, данный вариант – самый грязный в смысле экологии. Беда в том, что автомагистраль проходит непосредственно по бровке – а это поток транспорта, более 200 видов вредных веществ, шум, пыль…

Вариант третий — «умеренно цивильный»

Минский вариант совершенно иной – спокойный, размеренный, трассы вынесены далеко от реки, чистые тротуарные покрытия, зелёные лужайки, городской цирк, низко сидящие (но не отвесные!) парапетные набережные, небольшой заповедник «Троицкое предместье». Парки следуют друг за другом, они словно нанизаны на реку, как бусинки на ниточку. С точки зрения экологической чистоты, данный вариант безупречен. Там хорошо дышится, ничто не мешает людям находиться на набережной долгое время. Именно этот вариант экологами уже давно избран для Свияги, мы постепенно идём к его реализации.

Давайте вместе разберёмся, что лежит в основе предложенного проекта: красивая мечта наивных экологов, внутри которой – реальный прагматизм для тех, кто хочет «выжать деньги» из этой земли, – или золотая середина? Можно долго спорить, много всего нарисовать, но когда проект будет проходить экологическую экспертизу, всё станет ясно. Только не было бы слишком поздно.

С Андреем Салтыковым беседовала Елена Огнева.