«А микрофоном пусть они подавятся!» – пожелание лидера Ульяновского отделения КПРФ на первомайском митинге в адрес его организаторов, то есть областных профсоюзов. Организаторы микрофоном, естественно, не подавились, но при выборе тех, кого к нему допустить, с завидным упрямством держались принципа равенства.
Пустили поэтому только представителей отраслевых профсоюзов. Не пустили поэтому ни лидера ульяновских коммунистов, ни губернатора – и тот и другой общались с народом на минимальном расстоянии.
Традиционный первомайский митинг в этом году, по словам его постоянных участников, оказался многолюднее предыдущих. Отметить День солидарности трудящихся собралось, по примерным оценкам, до трех тысяч человек. Построение колонны – на улице Кузнецова.
Огромное количество красных ленточек, приколотых на груди у тех, кто постарше, и на талии – у студенток в основном. Не меньшее количество воздушных шаров – их неподалеку можно было купить за десятку, ну или, если успеть, схватить один на бесплатной раздаче участникам шествия. Первый в строю – «уазик» Федерации независимых профсоюзов России. За ним – растяжка профсоюзов – «Единство, солидарность, справедливость».
Небольшой спор с ребятами с транспарантом «Да здравствует Год молодежи Ульяновской области!» – молодежь попыталась было профсоюзы загородить, но быстро согласилась на второе место в колонне. Дальше – лозунги не такие праздничные. У представителей автопрома – «Нет сокращению рабочих мест», у медиков – «Позор правительству, когда медики – в нищете!», у кого-то еще – «Сначала рост зарплаты, потом рост тарифов!».
У КПРФ, оказавшейся в конце колонны, – привычные портрет Ленина на «уазике» и призывы вернуть Советский Союз. И – пополнение в знаменах перед Днем Победы – точная копия флага, поднятого в 1945 году над зданием рейхстага в Берлине. Еще лозунг, особо понравившийся фотографам «Кадры решают все». Профком работников культуры – самый праздничный, от места сбора к основной колонне подходит, распевая «Катюшу».
В 10 часов после предупреждения в мегафон: «На площади Ленина колонна остановится, чтобы коммунисты возложили цветы, не пугайтесь», колонна отправляется вверх по Кузнецова. На площади у здания обладминистрации растяжке профсоюзов всетаки приходится уступить место впереди – к шествию присоединяются губернатор и мэр. После площади колонна сворачивает к драмтеатру, там на несколько минут застывает – коммунисты возлагают цветы к памятнику Ленину. Потом – вниз по улице Ленина. Человек с мегафоном, ведущий колонну, пытается шествие разогреть: «Давайте споем что-нибудь, что мы все знаем?!». Видимо, знают все то же, что и работники культуры – «Катюшу».
Через время ее сменяетбардовское «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». На улице Гончарова поворот к обелиску. Тут шествие делится на две части: коммунисты из хвоста переходят на встречную автополосу. К обелиску обе колонны подходят одновременно – места вокруг микрофона занимают флаги и профсоюзов, и политических партий.
Митинг открыт – право слова по очереди получают представители различных профкомов. Говорят все об одном: праздник – это здорово, но надо повышать зарплаты. Здравоохранение – в нищете, авиапром – в нищете, автопром и культура – там же.
«Борьба с бедностью, похоже, превратилась в борьбу с беднотой!». С криками «Читайте, люди!» двое мужчин разворачивают перед толпой лозунг белыми буквами на черном фоне «Единая Россия – униженная родина».
Постояв перед коммунистическими флагами, мужчины пытаются лозунгом закрыть выступающих у микрофона их оттесняют. После вытеснения транспарант из черной ткани мелькает в праздничной толпе.
На речи работника культуры начинают беспокоиться коммунисты: Кругликову не дадут слова. Слова о том, что денег культуре тоже не хватает, перебивают призывы: «Кругликова!». Еще через несколько минут они повторяются – коммунисты, перестроившись, подходят к микрофону. Праздничный митинг оборачивается сумбуром. Включают музыку, молодежь кричит свое «Ура Году молодежи!», микрофон разбирают и уносят буквально из рук лидера коммунистов. Кругликов произносит свое пожелание этим микрофоном подавиться. А позади с народом общается губернатор Сергей Морозов – тоже без микрофона. Выслушивает жалобы подошедших горожан и попутно рассказывает журналистам, о чем бы он ульяновцам сообщил, пусти его представители профсоюзов к микрофону. О том, какие меры областное правительство принимает для решения озвученных на митинге вопросов: о повышении зарплаты, о сокращениях на УАЗе. На вопрос подошедшей бабушки: «А вы почему не выступили, мы и вас хотели послушать?!» губернатор еще раз объясняет – профсоюзы не пустили, как ни просился. В доказательство предъявляет заготовленную распечатку так и не прозвучавшей речи. Вот распоясались-то эти профсоюзы, ужас прям.
Лидия ПЕХТЕРЕВА.