Сотни миллионов рублей в год, собираемых с ульяновцев за электроэнергию и тепло, идут на цели, которые выглядят как минимум сомнительными.

Таковыми предстают они из полусекретного документа, копии которого были розданы на прошлой неделе журналистам.

Ровно пять лет уже общественность и СМИ бьются над тем, чтобы получить от энергетиков информацию о себестоимости их продукции, которая ложится в основу тарифов. Без этого невозможно понять, справедливы ли тарифы или же, как давно уже подозревают, сильно завышены. Топменеджеры РАО «ЕЭС» обещали роспись себестоимости опубликовать в прессе, но до сих пор этого не сделали. Между тем тарифы продолжают движение вверх – по взаимному уговору энергетиков и власти.

В прошлый четверг координатор объединения «Стабильность», пытающегося раскрыть тайну тарифов, Анатолий Еделькин обнародовал на пресс-конференции смету расходов «Ульяновскэнерго» на 2004 год.

Смета завизирована председателем Комитета по регулированию цен обладминистрации. Официально получить этот документ Еделькину не удалось, ему предоставили его в частном порядке, то есть почти тайно. Можно не сомневаться, что сметы на 2005-й и 2006-й годы скроены по этому же образцу. Если не хлеще, чему есть свои предпосылки, о которых чуть ниже.

Мы решили опубликовать документ практически полностью, с основными его цифрами. Формально это две сметы. Одна – на электроэнергию, другая – на тепло. Не все строки в них однозначно понятны неспециалисту, но кое-что бросается в глаза само. Например, в смете на электроэнергию стоит обратить внимание, какими суммами запросто оперируют составители этих бумаг.

Возьмем пункт 2 – «сырье и основные материалы (вода)», потребовавшиеся «Ульяновскэнерго» при производстве электричества в 2004 году. Затраты по данной строке оценены в сумму чуть больше 33 млн рублей. Это, заметим, на «основные материалы». А строка, идущая следом – «вспомогательные материалы», – на сумму 44 млн 734 тысячи рублей. Что за материалы, у кого покупаются, по какой цене, на какие нужды – об этом в смете ни слова.

Но подход замечательный: основных материалов – на 33 млн, вспомогательных – почти на 45 млн.

Или строка «топливо со стороны». Его в 2004 году требовалось, согласно смете, на 542 млн 231 тысячу рублей. Кто поставщик? Какова (опять же) цена? Было ли на рынке топливо дешевле? Ни для кого не секрет, говорил на пресс-конференции Анатолий Еделькин, что такие закупки сплошь и рядом осуществляются по откатной системе: «Я у тебя куплю по высокой цене, а ты вернешь часть в мой карман». Может, и здесь так было, спрашивал координатор «Стабильности». Его вопрос остался открытым, поскольку затраты на топливо в смете не расшифровываются.

Любопытна строка под номером 6 – «покупная электроэнергия», необходимая, видимо, при производстве электроэнергии же на мощностях «Ульяновскэнерго».

Объемы ее закупок в 2004 году потянули на сумму, близкую к полутора миллиардам рублей.

Получается, что занимались в основном перепродажей купленного на стороне электричества, но куда же уходило топливо, откуда взялась амортизация оборудования на сумму более 140 млн рублей, кому и за что выплачена зарплата общим размером 264 млн?

Особое внимание журналистов Анатолий Еделькин обратил на пункт «выпадающие доходы за предыдущий период» – около 109 млн рублей. А это что за фокус? В 2003 году энергетикам не заплатили какие-то фирмы, предприятия, потребители в общем, а взыскать они решили с населения, заложив недобранное в тарифы – вот что это означает.

Таблицу сметы расходов на тепло читатель сможет разобрать самостоятельно. И в ее строках вопросы, вопросы, вопросы. За что же все мы платим, сколько за товар, а сколько жулью – это и вознамерилась понять «Стабильность», так стоит ли удивляться, что власть и энергетики не спешат предоставлять ей документы. Особенно если иметь в виду, что областной Комитет по ценам уже второй год возглавляет бывший высокопоставленный сотрудник «Ульяновскэнерго», а облминистерство по ТЭК – бывший топ-менеджер РАО «ЕЭС».

КАРТИНКИ

Юрий КАШИНСКИЙ.