Школьное детство состояло из методичных, совершавшихся под планомерным руководством старших родственников, обходов городских музеев.

В одном из них и было обнаружено настоящее, по моему школьному мнению, сокровище. В углу зала стоял аквариум с огромными золотыми рыбками.

Особую ценность аквариуму придавало то, что его корпус был выполнен в виде деревянного дома. Яркая картинка светящегося окошка, из которого на посетителей смотрели пучеглазые красавицы, в памяти сохранилась и по окончании школьной поры.

А вот названия посещенных храмов искусства, количество которых неумолимо увеличивалось с каждыми новыми каникулами, запоминались с трудом. И попадая время от времени на уже знакомые экспозиции – и в родительских образовательных планах случались повторы, – я с разочарованием убеждалась: музей опять не тот, аквариума опять нет. Он нашелся совсем недавно. В редакцию пришло приглашение на открытие выставки в Музее народного творчества. А в выставочном зале небольшого домика у здания Мемориала стоял аквариум с огромными золотыми рыбками. Находка и мое повторное открытие музея удивительно совпали с его юбилеем. Музею народного творчества в этом году исполняется 15 лет. 15 лет исполняется и его аквариуму с золотыми рыбками. И – золото к золоту – 15 лет исполняется истории поиска музеем ульяновских самородков. А найдено их было немало, да еще порой в самых удивительных условиях.

Начался в 1991 году музей с рыночных отношений, как и все тогда в стране. Ирина Павлова, бессменный директор Музея, арендовала нижний этаж здания, где выставлялись подарки Ленину. В зале развернулась выставка-продажа работ народных художников и умельцев – кружев, живописи, сувениров; впервые на витринах появились украшения из камня симбирцита. Выставка произвела фурор. Оказалось, ульяновцам интересно, какими талантами богата родная область. Поиском таких – самобытных, самородных – талантов мало кто занимался. Ирину Павлову позвали заняться – открыть музей народного творчества. И в первый же год работы музей сделал пока самое большое открытие в своей истории.

Наивный художник Николай Козырин жил и творил в Димитровграде. Писать картины он начал в 80 лет, никогда этому не обучаясь. Потребность в творчестве появилась, когда уже не было сил и здоровья выходить из дома. А рисуя, Николай Иванович буквально путешествовал. Когда увозили на выставки картины, он с тревогой спрашивал: «Где же я теперь буду гулять?». Творческая карьера художника продолжалась всего семь лет – в 1995 году Николай Козырин умер. Правда, о том, что его живопись – наивное искусство, входившее тогда в моду, в 1991 году мало кто знал. Ирине Павловой позвонили знакомые из Димитровграда – есть такой Козырин, приезжай, посмотри.

Приехала, посмотрела. В этом же году состоялась персональная выставка в музее. В следующем работы Николая Козырина выставлялись на вернисаже «Шедевры наивного искусства в Москве», в 1994 – в Словакии на международной выставке «Инсита». В 1996 – уже после смерти художника – опять Москва, «Наивное искусство России», наконец в 1999-м – Москва, персональная выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Теперь Николай Козырин – наивный художник с мировым именем.

Выставлялись в Музее народного творчества и работы Антонины Гаронихиной, дочери художника. Она, инвалид с детства, за кисть взялась, когда умерли отец и муж. Творила хрупкую красоту. Передний план у картин делала из керамического теста – раскрашивала его отцовскими кистями.

С развитием музея пришло понимание – нужно взаимодействовать с простыми посетителями. На базе выставок стали проводиться мастерклассы. Особое внимание уделялось детям. В 1993 году первыми в городе организовали рождественский вертеп.

Керамист Александр Деев по найденной исторической литературе сделал фигурки младенца Христа, его матери Марии. На небольшой сценке детям при свечах разыгрывали Рождество Христово. Потом обратились к народному календарю – весной лепили с детьми жаворонков, отмечали все традиционные праздники.

Не прекращались открытия художников. В музее раздавались звонки из районов – есть такой-то, рисует, посмотрите! Рассказали об одном из домов в Белом Яре – все стены увешаны картинами. Ирина Павлова поехала – поразилась. Необычные расписные ворота, в доме – расписная мебель, в сенях – целая галерея, картины на фанере. К примеру, белый медведь на льдине ест эскимо.

Автора, художника Валентина Рязанова, работавшего трактористом, в живых уже не оказалось.

А в 2003 году искать самородков пришлось в тюрьме. Ирина Павлова была приглашена в ульяновскую колонию на смотр самодеятельности. На сцене выступала рок-группа «А-51» колонии строгого режима ЮИ-78/9.

Руководителем группы оказался Сергей Сергеев, бывший солист известной ульяновской «Ямы», участник чеченской войны. Выступление заключенных поразило жюри – решено было снять клип. Он стал частью музейного проекта «Недетские игры». Еще одна часть проекта – поделки из жеваного хлеба, которые лепили заключенные колоний строгого режима УО ИК№№2, 4, 9, 10. Тюремные игрушки получились забавными и трогательными – зеки казались не преступниками, а недоигравшими детьми.

Успех «Недетских игр» открыл для музея новый период – время проектов. Их было воплощено в жизнь уже пять. «Два взгляда на войну и мир», к примеру, не обошелся без находок.

В его рамках выставлялись фотоработы, отснятые после окончания Великой Отечественной в Акшуате. Их автор, Алексей Коблов, вернулся после 1945 года в родное село с трофейным фотоаппаратом и около 30 лет снимал своих земляков.

А пару лет назад в Новой Майне произошла еще одна, как считает Ирина Павлова, удивительная находка. В музей тогда попал вышитый коврик. На нем с поразительными яркостью и точностью была изображена сцена из былины про Илью Муромца. Поехав к автору, Тамаре Теленковой, директор музея поразилась еще больше. Одна из стен в ее доме была обклеена фантиками от конфет. Женщина по-детски объясняла, что не может пройти мимо блестящей фольгой красоты. А музей не смог пройти мимо красоты ее работ – Тамара Теленкова нитками из распущенных старых вещей на кусках ткани умудряется вышивать настоящие картины на сказочные мотивы.

За год в Музее народного творчества проходит 15-20 выставок. За 15 лет работы получается около 200 экспозиций. Количество ульяновских самородков, найденных его работниками, подсчитать сложнее. Главное в этом поиске – музей верит, что талант не обязательно должен быть профессиональным. И, значит, он есть в каждом из нас.

А музейный аквариум с золотыми рыбками оказался любимцем посетителей. Они постоянно дарят музею то новую рыбку, то ракушку.

Лидия ПЕХТЕРЕВА.