Представляя в понедельник новый состав областного правительства, губернатор Сергей Морозов обрушился на местных чиновников, заявив, что у него есть чувство неудовлетворенности их работой и более того – беспокойство. Критика чиновничьих грехов составила значительную часть выступления Морозова перед ЗС.
Губернатора беспокоит благодушный настрой, появившийся у наших руководителей, отсутствие заряженности на успех: мол, день прошел – и ладно, в очереди за работой все равно стоять не будем. И это вместо конкретного результата. Прошелся глава области и по чиновничьему беспределу.
– К сожалению, стало нормой, что для получения государственной услуги человеку сегодня требуется потратить много времени, сил и нервов, – сказал Морозов. – Чиновники гоняют людей по кругу с непонятным азартом.
Впрочем, почему с непонятным. Сам же губернатор дал частичное объяснение, приведя данные социологического опроса в Ульяновской области. 15 процентов опрошенных, чтобы добиться своей цели, оказывали чиновникам ответную услугу либо давали взятку. Более половины чувствуют себя абсолютно незащищенными перед чиновным произволом. 25 процентов не верят никому. Больше всего недоверия, по словам Морозова, у людей к милиции и органам местного самоуправления.
Со всеми негативными проявлениями во властных кабинетах губернатор призвал решительно бороться. Это, без сомнения, готовы поддержать все простые ульяновцы. Но каким образом власть станет очищаться от бюрократизма и коррупции, из доклада было не совсем понятно. А реалии только усиливают сомнения. Скажем, пересадили из одного министерского кресла в другое Игоря Тихонова: отвечал бывший димитровградский педагог за здравоохранение и социальную защиту, теперь займется… развитием предпринимательства в новорожденной структуре нашего кабинета министров. Зачем пересадили? Ведь социальное направление при Тихонове (он сначала ведал в области всей этой сферой) вызывало массу нареканий. Медики говорили, что им в руководители обязательно нужен врач, а не учитель. Самое любопытное: руководства образованием в правительстве педагог Тихонов лишился даже раньше, чем медициной.
Понятно, что должность социального министра – «расстрельная». Но вот один пример. Недавно в Ульяновской области был принят предложенный губернатором закон о частичных компенсациях сельской интеллигенции коммунальных платежей. Сумма мизерная – 200 рублей в месяц, но и этого в селах с нетерпением ждали. «СК» не сразу опубликовал новость о законе, дождался подписания его губернатором. Между принятием и нашей публикацией прошло не меньше недели. Однако после выхода газеты нам позвонил обескураженный сельчанин. Он, по его словам, пытался выяснить в соцзащите, куда обращаться за компенсацией, кто ее будет выплачивать, а ему по телефону сказали, что нечего верить всему, написанному в газетах. Ну хотя бы о законах, инициированных губернатором, чиновники исполнительной власти должны знать вовремя? А бывший соцзащитник Тихонов, тем временем, переброшен на малый бизнес.
Возникают и другие вопросы по новому облправительству. Недавно, например, на информационном интернетпортале «United Volga» появилось интервью Сергея Морозова, где он говорит, что в абсолютном большинстве все блоки ульяновской мэрии сработали ниже своих возможностей и не выполнили поставленных задач. Но если команда Сергея Ермакова настолько непрофессиональна, то почему же специалистов из нее регулярно забирают на работу в команду губернатора? В облструктурах уже трудятся бывшие мэрцы Андрей Пашенцев (замминистра ТЭК и ЖКК), Сергей Гигирев (директор департамента ТЭК и ЖКК), а теперь министром инвестиций и внешних связей назначен 30-летний заместитель мэра по промышленности Дмитрий Рябов.
Следующий момент: как стыкуются увеличение правительства на два министерства (развития предпринимательства и региональной политики) с обещанием губернатора продолжить сокращение аппарата исполнительной власти на десять процентов и его содержания на 20 процентов?
Из чисто внешних наблюдений можно отметить, что новое правительство Ульяновской области стало более женственным. Теперь в него входят три представительницы прекрасного пола -министр здравоохранения и соцподдержки Татьяна Губарева, министр образования и соцразвития Тамара Девяткина и министр экономики Людмила Падилья-Сароса. Расширилась и укрепилась в облправительстве так называемая димитровградская группа – те, кто работал вместе с Морозовым на берегах Черемшана в бытность губернатора мэром. К Тихонову (возглавлял Димитровградское горуно), Девяткиной (директор школы, замглавы Ди-митровграда), Владимиру Козину (командовал военно-строительной частью, работал в «Димитровградстрое») и Валерию Малиновскому (заместитель мэра Димитровграда) добавилась Падилья-Сароса (начальник управления социально-экономического развития Димитровграда). В полномочиях бывшие ди-митровградские управленцы, которые теперь составляют треть облправительства, тоже прибавили: Козин стал первым заместителем председателя, будет курировать все национальные проекты.
Новичков в ульяновском кабинете министров четверо: бывший замдиректора департамента социально-экономического развития Падилья, врач Губарева, бывший заммэра Рябов и функционер местного отделения «Единой России» Дмитрий Травкин, возглавивший министерство региональной политики, на которое возложена реализация 131-го федерального закона. Никто из них не является административным «тяжеловесом», поэтому на первых порах, скорее всего, не будет оказывать значительного влияния на политику правительства. За исключением, пожалуй, Губаревой. Назначение ее – врача и депутата ЗС прошлого созыва – на пост министра здравоохранения воспринято наблюдателями очень позитивно. И Морозов, кстати, отметил, что медицинское сообщество просило поставить во главе областного здравоохранения профильного специалиста. Что ж, верно, если действительно брать за ориентир упомянутую губернатором работу на результат.
Владимир ПУГАЧЕВ