Минувшая неделя на садово-огородном фронте ознаменовалась дополнительным повышением стоимости проезда в некоторые товарищества. Так, например, до «Авиастроителя» (Заволжье) проезд подорожал еще на 30 процентов. Если неделю назад доехать до этого садового общества, расположенного от нового города в десяти километрах (время в пути – десять минут), можно было за 11 рублей, то с 20 мая – уже за 14, а в «Газели» – за 15 рублей. В целом по сравнению с прошлым годом цена выросла почти на 70 процентов.

Случилось это, кстати, по горячим следам ежегодного послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию, в котором глава государства обозначил в качестве ключевого тезис сбережения народа. У нас президенту не замедлили показать, что плевать хотели на все его тезисы и призывы.

Корреспондент «СК» понаблюдал за перевозкой людей в сады 21 мая. Накануне, в субботу, шел дождь, и многие в этот день остались дома, хотя в огородах горячая пора, что-то уже посажено, подо что-то, как, скажем, под огурцы и помидоры, надо готовить землю, переправлять рассаду и проч. Поэтому в воскресенье народ вышел на остановки. Благо и погода была солнечная. У магазина «Товарищ» в начале проспекта Сурова скопилось человек 60-80. «Это на дачу?» – спрашивает маленькая девочка свою бабушку, проходя мимо садоводов.

«На дачу, на дачу, – ворчит та. – Сейчас туда только миллионеры ездят». «Миллионеры» с авоськами, ящиками и ведрами с рассадой томились у обочины, крутя головами и высматривая автобусы. Подходили почему-то одни «пазики». Особенно не повезло членам упомянутого выше общества «Авиастроитель» – их автобус оказался набит, как банка килькой. Человека два-три втиснулись, а 15-20 остались на дороге.

Все, вероятно, так и задумывалось – подавать такой транспорт, чтобы люди ехали, стоя на одной ноге, но по цене такси. В прошлые годы подобная ситуация не была критичной. Не втиснулся в автобус, чуть подожди, остановится попутный «уазик» или та же «Газель» и подберет. Да и за проезд возьмет меньше. Сегодня попутных практически нет, поскольку им намекнули, что конкуренции не потерпят.

Как это выглядит, рассказал на условиях анонимности один из водителей маршрутки. Дороги до садов «пасут» моторизованные бригады. Догоняя какой-либо микроавтобус, «контролер» подает условный сигнал. Если микроавтобус «свой», его водитель делает заранее обговоренный маневр съезжает, например, на встречную полосу, позволяя «контролеру» осуществить обгон справа. Потом возвращается в свой ряд. «Чужак» условного сигнала не поймет и легко будет вычислен. Знакомый водителя имеет участок в Заволжье, но на «Газели» туда не ездит, боится, что с машиной что-нибудь сделают. Другими словами, никакой альтернативной возможности добраться до дачи у садоводов нет. В воскресенье не поместившимся в «пазик» пришлось ждать час, когда по расписанию придет следующий. Пришла «Газель», человек пять сели в нее, другие опять остались ждать.

Легче тем, у кого сады расположены недалеко от трасс и до места можно добраться на рейсовом пригородном или междугородном транспорте. Но и их берут, кажется, за горло. Пенсионер, позвонивший в редакцию в прошлый четверг, имеет участок в товариществе «Текстильщик» – к северу от Ульяновска. У него льгота на проезд. Пришел утром к парку Победы, отправление автобуса – в 7.00. И тут слышит, что в салон льготников допускать не будут, пусть сначала возьмут в кассе так называемый нулевой билет. Народ – к кассе, а там человек 70. Потом водитель завел двигатель (время отправления уже прошло), люди бросились от кассы в автобус. Двое бугаев вытолкали их обратно на улицу. Другой автобус ушел, бросив часть пассажиров на остановке (они не успели взять этот самый нулевой билет). Минут через 40 наш собеседник и его коллеги по несчастью вошли в салон и наотрез отказались выходить. Около 8.00 автобус, наконец, отправился. «При Шаманове было легче, – сказал позвонивший.

– Мы показывали документы и вкладыши и ехали, а сейчас просто издевательство».

Примерно таким же словом называют многие и придуманную властью компенсацию малоимущим расходов на проезд в сады. Но главное – это запредельные цены. Тех, кто их продавил, не смущает даже перспектива скорого развала садовых товариществ, а значит, и их перевозочного бизнеса. Срубить куш сегодня, а завтра – хоть потоп.

Садоводы звонят в разные инстанции, пытаясь найти защиту и поддержку. Но звонят чаще всего понапрасну. Инстанции кивают на областной Комитет по регулированию цен и тарифов, который установил «такую стоимость» проезда в сады. Звонят и к нам. В ответ на эти звонки мы просим руководство Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области считать данный материал официальным обращением. Просим провести проверку обоснованности повышения органами власти тарифов на проезд в садовые товарищества и соблюдения занятыми в этой сфере структурами антимонопольного законодательства. А по итогам проверки – принять к нарушителям необходимые меры воздействия. О результатах расследования «СК» обязательно сообщит своим читателям.

Андрей СЕМЕНОВ.