С началом разногласий между главой области Сергеем Морозовым и мэром Ульяновска Сергеем Ермаковым население забеспокоилось. Неужели, дескать, опять раздрай, как между Горячевым и Марусиным, Шамановым и Романенко? Им бы работать дружно, а они спорят. Тревога людей, в общем-то, понятна, но худа без добра, как известно, не бывает. С год назад «СК» опубликовал статью под парадоксальным названием «Сладкий мир хуже доброй ссоры», в которой предупреждал, что отсутствие каких-либо противоречий и дискуссий в отношениях властей разного уровня – плохой знак. В таких условиях ситуация очень быстро скатывается к заурядному сговору чиновников, вопросы начинают решаться тайно, под ковром, за кулисами и в других местах подобного же рода.

Жизнь подтвердила нашу правоту. Вся дребедень, прорвавшаяся наружу в виде скандалов, заварилась именно тогда, когда во властных коридорах стояли тишь да гладь. Это и собор на площади Ленина, и увод в чьи-то руки городской коммуналки, и превращение в филиал некой димитровградской фирмы Единого расчетного кассового центра Ульяновска, и судорожное повышение тарифов в декабре, январе и феврале, и пресловутый Арбат на улице Карла Маркса. Мир «треснул» на подступах к «Водоканалу», «УльГЭСу», «Теплокому» и «Теплосервису», то есть к китам жизнеобеспечения областного центра.

И хорошо, что этот мир треснул. Ребром поставлен сейчас вопрос передачи городской энергетики людям империи Чубайса. За уже набившие всем оскомину долги. Их сумма колеблется в пределах 200-300 млн рублей. Остальные, напомним, реструктурированы по указанию Владимира Путина на 15 лет. Другими словами, за 200-300 млн у Ермакова требуют городское добро стоимостью 10-15 млрд. рублей. В ход пошли привычные штучки – угроза отключения горячей воды, запугивание возможным срывом подготовки к отопительному сезону и т.д.

При этом действующие лица прикинулись от рождения глухими и делают вид, что ничего не слышали о сомнительности самих долгов. Насколько они достоверны, не нарисованы ли от фонаря? По версии объединения «Стабильность», переплата ульяновскими потребителями за тепло, горячую воду и электричество исчисляется многими сотнями миллионов рублей! Может, «Стабильность» и перегибает, но никто ее версию пока еще не опроверг. Да и только совсем уж безмозглый верит в то, что тарифы не завышены.

«Курьер» за многое критиковал в свое время Юрия Горячева, но в политике тарифов на энергоресурсы он инстинктивно угадывал зерно. Энергетики и при нем стремились драть три шкуры, он их осаживал. Ошибкой было не то, что Горячев «не платил Чубайсу»

– ошибкой было то, что Шаманов признал этот долг, липовый, по убеждению оппонентов РАО «ЕЭС». Этот тезис совсем недавно косвенно подтвердил, кстати, Китай. Когда Чубайс сунулся туда с идеей продавать электроэнергию, китайцы сказали: «Купим – по цене 1,5-2 цента за киловатт-час». В наших деньгах это 40-50 копеек. Ульяновцам электричество впаривают по рублю с лишним. Так есть ли за нами долг?

Спор властей позволил хотя бы проблеме выйти на свет, стать обсуждаемой. И понятно, что передача энергопредприятий ничего не решит. Будет еще хуже – у энергетиков, окопавшихся теперь в Самаре и Саратове, появится дополнительный рычаг для шантажа населения и властей Ульяновска. Понятно и то, что выбор в этом споре идет не между Морозовым и Ермаковым. Он идет между Чубайсом и Ермаковым. Шире – между алчностью энергетической корпорации и жизнью населения. Слом Ермакова будет означать полную сдачу города Чубайсу или тем, кто скрывается за его спиной. Так это и следует понимать, лукавить в подобных вещах нехорошо. Даже подло.