Чем дальше в тему проезда до садовых товариществ, тем больше интересного всплывает на поверхность. И вот дело запахло, кажется, коррупцией.

В прошлую пятницу тема перевозки садоводов обсуждалась на встрече представителей власти и СМИ у губернатора Сергея Морозова. Уже несколько месяцев такие встречи проходят в рамках мероприятия «К барьеру». Это когда чиновники отвечают на критические выступления средств массовой информации. В присутствии авторов статей и телесюжетов. Одним из пунктов пятничной встречи была проблема садоводов, точнее – дороговизны проезда в сады, впервые поднятая в начале мая заметкой в «СК» («Раздеть садовода» за 4.05.06 г.). От власти пояснения по теме давал председатель Комитета по транспорту и дорожному хозяйству области Андрей Тюрин.

Вначале он сообщил то, что прессе и так хорошо известно, более того – за что «Курьер», в частности, как раз и критикует власть.

Резюмируя мысли главы Комитета, можно констатировать, что такими ценами на проезд чиновники решили поддержать автотранспортные предприятия. Андрей Тюрин так прямо и сказал, сославшись на то, что стоимость одного километра пассажирских перевозок в других регионах Поволжья даже выше, чем у нас. В общем, для ответственных лиц во власти без разницы, едет ли человек в гости к дядьке в Самару или с капустной рассадой в свой огород, чтобы зимой не сдохнуть с голоду. Так мы и подозревали.

Но глава Комитета по транспорту обнажил – помимо своей воли, скорее всего – и куда более серьезные вещи, чем недооценка социальной значимости садоводства и огородничества. Получается, что главная забота власти -благосостояние предприятий-перевозчиков, их коммерческий интерес. Именно коммерческий, поскольку большинство перевозчиков – частные фирмы. Дальше -больше. Разработана система компенсации малоимущим расходов на проезд до садов. Система, на наш взгляд, иезуитская, но это другой вопрос. В дело вовлекаются бюджетные средства, что означает обязательность проведения конкурса по отбору предприятий, оказывающих данную услугу.

Был ли конкурс среди перевозчиков? Нет, сказал Тюрин. Другими словами, кто-то где-то келейно определил круг фирм, получивших доступ к садовым маршрутам. Этот же кто-то установил «хорошие» для избранных фирм цены на проезд садоводов. Между тем, проходи отбор по конкурсу, при условии, что конкурс честный, картина была бы совсем другой, ведь главным критерием для участников стала бы предлагаемая ими стоимость проезда, и победил бы претендент, предложивший наименьшую. Не потому ли конкурса и не было, что «избранные» не хотели терять сверхприбыль?

По ходу доклада Тюрина Сергей Морозов уточнил, кто в перевозчиках. Глава Комитета сказал, что в прошлом году допустили всех желающих, но через какое-то время часть из них с маршрутов ушла, посчитав затею невыгодной. Похоже, Андрей Тюрин не вполне знает предмет, который курирует. В прошлом году в сады действительно ездили, наряду с официальными перевозчиками, и примкнувшие. Ездили они в пик сезона и перевозили огородников по более низким ценам. Когда пик прошел, ушли с маршрутов и они, оставив пассажиров официальным предприятиям с их завышенными ценами (которые и при этом были, кстати, почти вдвое ниже сегодняшних). От участия большого числа перевозчиков садоводы тогда выиграли. Сейчас же они едут по утрам в огороды дорого и едва не задыхаясь от давки в салоне. Доступ кому-либо со стороны на садовые маршруты перекрыт угрозами сжечь машины – так гласит, по крайней мере, народная молва.

По возрасту председатель Комитета Андрей Тюрин человек еще молодой и, возможно, не догадывается, каким словом назвал бы, скажем, генпрокурор Владимир Устинов факты, которые Тюрин сообщил СМИ и губернатору. Когда без конкурса привлекаются некие фирмы, директивным порядком, по сути монопольно, назначается цена их услуги, а всем остальным участникам рынка к «пирогу» жестко перекрывается доступ. Да еще и вслух признается, что сделано это все для поддержки перевозчиков, не всех значит, а только их, келейно выбранных.

Данный пример – лишнее свидетельство того, до какой степени странно власть понимает свою собственную функцию. Понимает она ее, по-моему, шиворот-навыворот. Доходы частников – это не ее забота, частники о своих доходах и сами позаботятся, а дело власти -проследить, чтобы они вовремя заплатили все положенные налоги. Помогать же власть призвана тем, у кого на уме вопрос выживания, а не вопрос сверхприбыли. Если к огородничеству подходить как к сфере обогащения фирм-перевозчиков за счет садоводов, дачные массивы очень скоро превратятся в подобие разоренных фашистами белорусских деревень. Неужели это не очевидно или уж просто все равно, во что они превратятся?

Геннадий ЯКИМЧЕВ.

P.S. В номере за 23.05.06 г. наша редакция официально обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы с просьбой проверить соблюдение антимонопольного законодательства и правил конкуренции в сфере садовых перевозок.

Сейчас обращаемся еще и к прокурору области Валерию Малышеву. Уважаемый Валерий Васильевич, просим Вас назначить со своей стороны прокурорскую проверку ситуации, сложившейся в перевозках садоводов. Многое указывает на то, что разорительные для садоводов цены на проезд стали прямым следствием Порочного и сомнительного с правовой точки зрения порядка формирования этих цен, отбора перевозчиков и организации перевозок. Косвенно это предположение подтверждается тем, что стоимость проезда садоводов на железнодорожном транспорте, в установлении цен на котором местные чиновники не участвуют, выросла в этом году по сравнению с прошлым максимум на 15 процентов, тогда как автобусные перевозки подорожали на 55-65 процентов. Произошедшее мы расцениваем как сговор органов власти и группы перевозчиков, наносящий материальный ущерб десяткам тысяч ульяновцев и бюджету.