Реформа ЖКХ год спустя: хорошо стоим!

Ульяновцы могут остаться без горячей воды, если город не погасит долги, – сообщила гордума Ульяновска об итогах своего заседания 7 июня. На заседании энергетики заявили, что если город в ближайшее время не погасит долги, то уже 20 июня ульяновцы могут остаться без горячей воды. Всего двумя неделями раньше мэр города в «благодарности губернатору» отметил: «С удовлетворением сообщаю уважаемым ульяновцам, что их беспокойство о том, будет ли в их квартирах горячая вода, оказалось напрасным…»

Еще Сергей Ермаков добавил: «…как заявлено губернатором в интервью телеканалам 24 мая, текущие долги города будут погашены из бюджета области. Горячая вода будет». Согласно протоколу, подписанному 24 мая губернатором, мэром, руководителями ОАО «Волжская ТГК» и ОАО «СМУЭК» до 10 июня мэрия Ульяновска должна была оформить банковский кредит на 300 млн. рублей и направить его на погашение задолженности за тепловую энергию. И еще она должна была разработать механизм передачи в управление имущества УМУП «Теплоком» и УМУП «Теплосервис».

В общем, 7 июня выяснилось, что оформлять кредит нужно через конкурс, поэтому 10 июня – срок нереальный. Ситуация вокруг «Теплокома» и «Теплосервиса» также не стала прозрачней. Энергетики по-прежнему хотят их заполучить, а мэрия, по-прежнему, не хочет с ними расставаться. Что думает губернатор, заявивший 24 мая, что берет на себя «персональную ответственность за тепло и горячую воду», пока неизвестно…

Тарифы есть, тарифов нет…

Наличие-отсутствие горячей воды – одно из звеньев в цепочке реформирования ЖКХ в Ульяновске. Если точнее, то проявившаяся неспособность городских властей решить проблему ГВС в городе (неважно – самостоятельно или во взаимодействии с областью), доказала, что поезд реформирования коммуналки стоит в надёжном тупике.

16 мая арбитражный суд вынес решение, в котором признал постановление городского комитета по регулированию цен и тарифов (от 7 февраля) «О расчете размера платы за услуги по горячему водоснабжению и центральному отоплению» «не действующим полностью». В решении суда записано, что оно вступает «в законную силу немедленно». Но может быть обжаловано. 3 июня комитет распространил своё заявление под заголовком «Тарифы в городе есть! Население будоражат зря»… Этот заголовок и есть то самое главное, что хотел сообщить комитет читателям. Правда, ещё комитет зачем-то что-то длинно разъяснял ульяновцам (вместо того, чтобы доказать это «что-то» в суде), и почему-то ничего не сообщил о том, обжалует он решение суда, или нет. Еще один коммунальный тупик…

Гладко было на бумаге

17 июля 2005 года и.о. главы города Анатолий Ревенков подписал постановление «О мерах по развитию конкурентных отношений в сфере ЖКХ Ульяновска». В документе предписывается:

«Комитету ЖКХ и энергетики мэрии принять необходимые меры по развитию конкурентных отношений в сфере ЖКХ… Провести разделение функций по управлению жилфондом и по его содержанию и ремонту… Организовать работу по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту муниципального жилфонда… Создать условия для деятельности организаций, работающих на рынке жилищно-коммунальных услуг…»

О своеобразном развитии «конкурентных» отношений написано и сказано немало. На практике ульяновская конкуренция превратилась в создание тепличных условий для одних, и тернового пути – для других.

Конкретный пример и цитаты из документов. Анализировать деятельность комитета ЖКХ и энергетики по развитию конкуренции показательнее всего на примере его отношений к частным управляющим компаниям (УК) и к процессу выбора ульяновцами способа управления многоквартирными домами. Так, компания «МегаЛинк» неделю назад для восстановления справедливости обратилась в прокуратуру области. Суть проблемы проста: на территории нового города активно работают две УК: «МегаЛинк» и «Жилстройсервис». Директор «МегаЛинка» Григорий Николаев в заявлении прокурору отметил, что комитет затягивает процесс голосования по домам, жители которых проголосовали за «МегаЛинк». Что так называемая комиссия комитета по мониторингу деятельности УК, мягко говоря, необъективна. Результат – комитетом приняты решения о передаче в управление «Жилстройсервису» около 80 домов, «МегаЛинку» – всего «1 дом реально, остальные 6 – с длительной задержкой».

Да и то, этот самый один дом (№10 по улице 40 Лет Победы) «МегаЛинк» получил только после вмешательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ФАС), куда он обратился в начале февраля этого года. В итоге дом был передан «МегаЛинку» спустя 5 месяцев после того, как его жители проголосовали за эту УК. В решении ФАС отмечается, что «бездействие комитета при передаче в управление ООО «МегаЛинк» дома ограничивает самостоятельность ООО «МегаЛинк», ущемляет его интересы и создаёт необоснованные административные ограничения (барьеры) для выхода на рынок новых хозяйствующих субъектов, что может иметь своими последствиями ограничение конкуренции». В конечном итоге, ФАС обязал комитет ЖКХ и энергетики заключить с ООО «МегаЛинк» договор на управление указанным домом.

В заявлении в прокуратуру отмечены и другие замечания в работе комитета. В частности, затягивание голосования по домам, жители которых проголосовали за «МегаЛинк» (в то время, как по этим же домам, уже после «МегаЛинка» собирались голоса «Жилстройсервисом»). Григорий Николаев назвал этот процесс созданием ситуации «одновременного голосования (в комитете – Г. А.) за две компании».

В общем, если прокуратурой области подтвердятся указанные в заявлении нарушения, то комитет ЖКХ и энергетики можно будет, без всякого сомнения, отправлять в отставку.

Разделяй и не давай

Именно так можно охарактеризовать итоги реформирования ЖКХ, направленного на разделение функций заказчика и подрядчика. Неоднократно утверждая, что подрядчики на ЖЭУ подбираются на конкурсной основе, реформаторы обманывают. Никакого конкурса, предполагающего открытость процесса и состязательность, не было. Именно потому так часто меняются подрядчики. В комитете и мэрии признают, что многие подрядчики приходили на коммунальный рынок, не имея опыта работы по обслуживанию домов и с единственной целью: урвать куш.

Но и тем, кто сегодня работает в качестве подрядчика, приходится несладко. Главная проблема – распределение денег, собранных с населения.

Наши деньги за коммунальные услуги, ремонт и обслуживание домов распределяются между энергетиками и муниципальными управляющими компаниями. Последние отдают их подрядчикам (частникам), с которыми у них заключен договор. Но на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что подрядчики на содержание жилья денег стали получать меньше. При этом перечень работ, которые по договору обязаны выполнять частники, нисколько не уменьшился.

На самом деле, суммы, которые получают подрядчики сегодня, увеличились. Вот только механизм использования денег стал «хитрее». Так, частникам на содержание жилья передаются деньги, которые они в обязательном порядке должны перечислить энергетикам (за освещение мест общего пользования – подъездов, подвалов и чердаков), централизованной аварийно-диспетчерской службе, лифтовому хозяйству. В итоге на содержание жилья денег остается меньше, чем было. Например, в ООО СК «Спарта» (ЖЭУ №28) до 1 апреля на содержание жилья выделялось 580 тыс. руб. в месяц, сейчас – 500 тысяч (повторяю, при том же объеме работ).

ООО «МСР Запад» обязано перечислять аварийке несмотря на то, что содержит свою аварийно-диспетчерскую службу. Которая, кстати, за день может выезжать на 10-15 вызовов, в то время как центральная – 1, 2 вызова…

А ООО «Курс» (ЖЭУ №8) муниципальная управляющая компания «Засвияжье-1» на содержание жилья выделяет всего 344 тыс. руб. в месяц. Из них «Курс» должен оплатить за освещение мест общего пользования 137 тыс. (41% из всей суммы). Сколько ламп освещают наши подъезды, чердаки и подвалы – вам ли не знать… Об оплате нами, жителями, паспортных столов и содержания муниципальных управляющих компаний, я уже не говорю. Хотя, в ЖЭУ №8 на содержание муниципалов уходит 91 тыс. руб., а паспортных столов – 41 тыс. в месяц.

Так что, когда некоторые подрядчики-частники говорят о том, что вынуждены сокращать штат, еще нужно очень хорошо разобраться, кто в этом больше виноват: подрядчик или муниципальная управляющая компания…

Учиться и… не научиться

В последнее время чиновники и депутаты все чаще стали ездить за коммунальным опытом. В апреле представители комитета ЖКХ и энергетики ездили в Петрозаводск. Во время их визита петрозаводские журналисты сообщили об ульяновском визите в статье под заголовком: «Мэр Петрозаводска научит коллег из «отстающих» регионов управлять ЖКХ». Кстати, на мой взгляд, ульяновским комитетчикам-коммунальщикам вовсе не нужно было тратить командировочные на визит в Петрозаводск. Достаточно было зайти на сайт этого города в Интернете, в раздел «ЖКХ» и попросить разрешения использовать все их наработки в определении способов управления домами. В сайт Петрозаводска есть все подробнейшие методические рекомендации (от критериев отбора УК до готовых форм всех документов).

В начале июня ульяновские депутаты посетили Екатеринбург, где ознакомились с деятельностью УК «РЭМП Ленинского района» Екатеринбурга (ею руководит депутат Екатеринбургской городской думы). Быть может, ульяновские депутаты не знают, но у екатеринбургской УК РЭМП есть ульяновские проблемы: недавно Свердловская антимонопольная служба возбудила дело в отношении администрации г. Екатеринбурга и ЗАО «Управляющая компания РЭМП Ленинского района». Причиной этому послужил тот факт, что городская администрация предоставила РЭМП без проведения предварительного конкурса права на оказание услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, а также зданиями и сооружениями нежилого назначения, расположенными на территории Ленинского района…

Постскриптум

Так что, подводя итоги года реформирования ульяновской коммуналки, вывод можно сделать один: сегодня Ульяновск оказался еще дальше от реформы, чем год назад. Потому что вместо прозрачного, открытого и организованного процесса реформирования город получил ситуацию, в которой предстоит разбираться прокуратуре, ФАС и судам…

Геннадий Антонцев