Чтобы не стать жертвой турагентства, нужно владеть информацией. Именно информацией, а не набором рекламных буклетов, говорит руководитель Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов.

Недобросовестные фирмы годами крутятся на рынке, но клиенты у них всегда есть. Это от незнания. Было бы полезно, если бы какая-то организация (любая, занимающаяся защитой прав потребителей) начала формировать базу отзывов самих туристов о сервисе, который им предоставляют турфирмы. Такая практика есть за рубежом. У нас пока дело продвигается туго. Даже наоборот пострадавшие на ниве отдыха, как правило, предпочитают, вернувшись из отпуска, от проблемы просто отключиться. А уж судиться и вовсе охотников мало. Между тем, как следует из материалов, опубликованных на сайте Гильдии судебных репортеров, россияне с турфирмами судятся и одерживают блестящие победы. Стрясти деньги за испорченный отпуск с виновников можно. Конечно, это слабая компенсация, но для обманутого отпускника – уже кое-что…

Приведем только несколько примеров с сайта «судинформ», в которых кто-то, возможно, узнает собственную ситуацию.

Жительница Калининграда заключила договор с туристической фирмой на предоставление ей тура в Шри-Ланку. За девять дней до начала тура на регионы Юго-Восточной Азии обрушилось цунами, однако фирма не предупредила туристов о возникшей опасности. Клиентка сама обратилась к руководителю турфирмы с просьбой вернуть ей деньги за путевку либо предложить альтернативный тур. Получила отказ – на том основании, что туристическую услугу женщине фактически оказывал туроператор, который находится в Москве. Он, дескать, и должен возвращать деньги. Ехать в Москву, чтобы разбираться с неведомым туроператором, женщине не хотелось. И она обратилась в суд. Суд согласился с истицей в том, что права ее были нарушены. Турфирма обязана была предоставить ей информацию о стихийном бедствии, как и о любом другом обстоятельстве, которое ухудшило бы условия тура, а попытка переадресовать проблему туроператору была признана и вовсе несостоятельной.

Турфирма выплатила своей бывшей клиентке стоимость путевки и компенсацию морального вреда – в две тысячи рублей.

В ульяновский Центр защиты прав потребителей обратился мужчина, который собирался отдохнуть в Испании. Оформлять визу взялась одна из ульяновских турфирм. И в визе было отказано. Когда клиент попросил вернуть деньги (к тому времени он заплатил 19 тысяч рублей), ему ответили, что вернут только триста рублей. Остальная сумма, дескать, ушла на так называемые фактические расходы, которые фирма понесла в процессе добывания визы. Сейчас «испанское» дело крутится в суде. Но известно, что в Нальчике аналогичное судебное разбирательство закончилось победой потребителя. Жительница этого города заключила с туристической фирмой договор на предоставление услуг по оформлению визы в страны Шенгенского соглашения. Собрала документы, внесла в кассу деньги. А через несколько месяцев стало известно, что посольство Италии отклонило ее запрос на получение визы. Женщина захотела вернуть деньги. Сначала ей предложили только треть заплаченной суммы, затем – чуть меньше половины. Остальное списывалось на фактические расходы турфирмы. При этом документы, подтверждающие эти расходы, клиентке предоставлены не были. Та обратилась в суд. В результате – большая часть суммы была возвращена. Плюс компенсация морального вреда в размере пяти тысяч рублей.

Следующая тема – это полное несоответствие того, что прописано в рекламных буклетах, с тем, что туристу приходится увидеть на месте. Такое тоже бывает. В Центр защиты прав потребителей обратился ульяновец, попавший в такую ситуацию. Турфирме написана претензия. Судиться клиент Центра пока не очень настроен… И снова пример от Гильдии судебных репортеров. Калининградская турфирма, предоставившая супружеской паре вместо обещанной трехзвездочной гостиницы неотапливаемое помещение типа студенческого общежития, по решению суда выплатила деньги за путевки и компенсацию морального вреда. Суд пришел к выводу, что фирма нарушила Закон «О защите прав потребителей», в соответствии с которым клиентам должна быть предоставлена достоверная информация о товаре или услуге.

Записала Анастасия АЛЕКСАНДРОВА.