Около 20 лет назад бывший председатель колхоза из села Нижние Тимерсяны в Цильнинском районе выбил у вышестоящих властей новую дорогу. Условием строительства дороги стало появление между селами Нижние и Средние Тимерсяны трех огромных котлованов, каждый размером больше футбольного поля. Еще когда дорога только проводилась, водители, подвозившие стройматериалы, недоуменно говорили местным: «Чему вы радуетесь, дураки? Мы ведь дорогу смерти для вас строим! Как вы жить-то здесь будете?». Тогда никто не придал этому значения. Никто и не догадывался, к каким страшным последствиям это приведет…

Смертоносное хранилище

О том, что это место отведено для строительства предприятия по захоронению и переработке промышленных отходов авиакомплекса, завода «Искра» и автозавода, тимерсянцы узнали случайно – из новостей областного радио. Бросились за разъяснениями в районные и областные организации. «Не вашего ума дело», – отмахивались чиновники.

Сельчане не успокоились и создали инициативную группу по недопущению строительства, возглавляемую директором Среднетимерсянской школы Владимиром Романовым. Весной 1989-го возмущение жителей привело к тому, что строительство могильника было приостановлено. Около стройки установили шлагбаум, обнесли место забором, Поставили дежурного. Но… За два десятилетия мародеры растащили бетонные плиты, коммуникации и стройматериалы, которые заготовляли строители. Не охраняемый могильник превратился в огромный котлован, наполненный мутноватой вонючей жидкостью.

Ездит ночью кто-то.

В конце 90-х по ночам к котловану начали ездить машины. Сваливали что-то. Что? Местный учитель географии Галкин Евгений как-то взял жидкость из него и отвез в Ульяновск. Анализ показал «зашкаливающее» содержание фенола и других вредных веществ. Детишки, ловящие заведшуюся в котловане мелкую рыбешку, жаловались на то, что от нее за версту несет гудроном. Сильнейший химический ожог получила 10-летняя девочка, на которую случайно попали брызги из плавающего на поверхности «озера» ядовитого пятна…

В Нижних и Средних Тимерся-нах резко возросла смертность. В каждом классе местных школ больше половины детей страдают от болезни щитовидной железы. Домашняя скотина вымирает. Раковые больные – почти в каждом доме. За последние полгода в селе от лейкемии (!) погибло три ребенка, самому маленькому из них едва исполнилось три годика. Сейчас от этой страшной болезни в Нижних Тимерсянах на глазах угасает 7-летний Владик.

Люди начали покидать свои дома. Сейчас в Средних Тимерсянах, где несколько десятилетий назад было 500 дворов, осталось около 800 человек…

«Радуйтесь!»

Месяц назад – теперь уже днем, в открытую – к тимерсянскому котловану начали подъезжать и что-то сгружать в мутную воду «ЗИЛы» с подмосковными номерами. «Нефть ищем», – отводили глаза приезжавшие. По окрестным деревням молниеносно распространялись слухи, что в ямы стали складировать радиоактивные отходы. На прошлой неделе стало известно, что глава Цильнинского района Рамазанов дая добро на возобновление строительства могильника. Согласно плану 20-летней давности, это 19 бассейнов для ядов, жидких и радиоактивных отходов! Отходы сюда собираются свозить не только с Ульяновска, но и со всего Поволжья!

– Лучше погубить одну деревню, зато область будет с деньгами, – сказал недавно пораженным жителям один из инспектирующих котлован чиновников.

– Радуйтесь, таких могильников, какой будет у вас, всего 4 по всей России! – заявил другой чиновник…

Страшно подумать, что будет в Тимерсянах, если на подобное дали согласие лишь в 4-х точках необъятной России!

– Власть просто принесла нас в жертву! – уверены 2 тысячи жителей Нижних и Средних Тимерсян.

Без будущего

– Мы-то, ладно, перемрем. А вот детей наших, внуков жалко! – сокрушенно и совершенно безнадежно вздыхают местные старики.

А еще жалеют уехавших. Села-то на данный момент полностью газифицированы. Многие жители потратили по 40-50 тысяч на газ, а теперь вынуждены бежать из родных мест, опасаясь за свое здоровье. Люди прекратили строить дома. Большинство не занимаются даже ремонтом. Больше всего люди недоумевают, почему под могильник выбрали не какой-то глухой закуток области на давно заброшенных землях, а «оживленное» место, расположенное в 2 км от Нижних Тимерсян и в 2 км от Нижних Тимерсян и в 3 км от Средних Тимерсян. Здесь и колхозы не разваленные, и поля засеянные, и люди не пьющие, у каждого – хозяйство! За что им такое? Почему опасности должны подвергаться тысячи людей, среди которых много молодежи и детей?

Как обмолвился кто-то из властей, все дело в местной почве, содержащей большое количество глины, которая не пропускает воду и не даст уйти «заразе» глубоко под землю. Похоже, власть учла все, кроме одного – интересов людей.

Сейчас жители окрестных деревень смотрят на Нижние и Средние Тимерсяны как на прокаженные села.

Тимерсянцы уверены, что промышленная эксплуатация могильника вызовет массовый отток населения не только из их сел, но и из расположенных неподалеку Новых и Верхних Тимерсян, сел Богдашкино, Старые Алгаши, Орловки, Нагаткино, Чириково, Чирикеево, на которых также непременно скажется соседство с могильником. Села постепенно вымрут, и уже через два-три года эта огромная плодородная территория будет больше напоминать радиоактивную пустыню, расположенную, кстати, всего в 30 километрах от Ульяновска…