Судьба предприятия «Городской теплосервис» уже несколько месяцев в эпицентре внимания СМИ. Речь идет о возможном выводе его из муниципальной собственности и передаче Волжской территориальной генерирующей компании (ВоТГК), то есть по сути СМУЭК.

На этом настаивают «большие» энергетики. По их версии, предприятие на грани банкротства и нуждается в грамотной профессиональной «реанимации».

Объективности ради предлагаем информацию, что называется, прямо с места событий. Наш репортаж предварило интервью с директором УМУП «Городской теплосервис» Александром Тиханушкиным.

На дотации никогда не были

– Александр Васильевич, «большие» энергетики утверждают, что ваше предприятие лишнее звено между ними и конечным потребителем. По сути вас называют перепродавцами тепловой энергии. Это один из основных аргументов в пользу передачи ваших сетей ВоТГК и создания единой теплотранспортной компании.

– Совершенно неверно называть нас перепродавцами. Мы транспортная организация, покупаем тепло у одиннадцати источников – ТЭЦ-1 и десяти ведомственных котельных, – передаем его и распределяем между потребителями в долях согласно заключенным договорам. От многих теплоисточников мы сами готовим горячую воду. На балансе «Гортеплосервиса» находится 285 километров сетей (по однотрубке шестьсот километров), сотни задвижек, 101 центральный тепловой пункт, транспортный цех, цех централизованного ремонта, аварийная диспетчерская служба, собственная химическая лаборатория… Это очень большое хозяйство, и его надо содержать, поддерживать в рабочем состоянии.

– Еще энергетики ссылаются на ваше плачевное финансовое положение. Дескать, зачем городу тянуть такую ношу.

– «Городской теплосервис» никогда не был дотируемым предприятием. Напротив – мы в полном объеме перечисляем налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

И немалые. Давайте говорить на языке фактов и цифр. Да, у нас были тяжелые времена, когда работали в убыток, но по итогам прошлого года мы сработали с прибылью в 13,4 миллиона рублей. Уже сегодня есть все основания полагать, что 2006 год завершим с тем же результатом. В прошлом году в бюджеты всех уровней предприятие перечислило без малого семьдесят миллионов рублей. В федеральный бюджет – свыше 25 миллионов, в областной – свыше 44 миллионов рублей.

– А как же тогда объяснить текущие долги перед энергетиками? Ведь из-за них весь сыр-бор… – Если бы платили нам, то и мы могли бы вовремя рассчитываться за полученную тепловую энергию.

На 1 июня нынешнего года управляющие компании должны «Теплосервису» 150 миллионов рублей, 10 миллионов нам должны ТСЖ и ЖСК. Остальные потребители – еще 15 миллионов. А мы должны энергетикам 74 миллиона рублей, другим поставщикам – 36 миллионов.

– Получается, вам должны больше, чем вы. Откуда долгито берутся? Неужели население не платит?

– Даже если бы население платило на все сто процентов, без долгов не обошлось бы. Дело в том, что жильцы муниципальных домов оплачивают отопление только собственных квадратных метров. А отапливать нужно еще и подвалы, чердаки, лестничные клетки. Раз хозяин дома – муниципалитет, то он и должен платить. Городской бюджет, как известно, напряженный, и в него средства на это не закладывают. Если так будет продолжаться, то проблема долгов не решится никогда. Возьмем кредиты, расплатимся, а на следующий год все повторится. Опять долги.

– Энергетиков, получи они муниципальные сети, такое положение вещей не устроит. Они хотят покончить с хроническими долгами. И тут просматривается только один метод – безапелляционного выбивания денег. В конечном итоге удар придется держать населению… Но вы тоже могли бы призвать к порядку своих должников. Не был бы тогда «Гортеплосервис» крайним во всей этой истории. Разве не так?

– По прошлому году у нас исполнительных листов к управляющим компаниям на 211 миллионов рублей. По поводу долга 2006 года тоже собираемся обращаться в суд.

«Гортеплосервис» – муниципальное предприятие, и оно живет в русле проблем города.

– Но ведь содержание и ремонт сети требуют средств. В противном случае у города будет проблемой больше. Опять же энергетики ссылаются на то, что мунипальные сети в плачевном состоянии. А еще они утверждают, что могли бы снизить потери и себестоимость тепловой энергии.

– По официальным данным, которые для специалистов не секрет, в год потери по УМУП «Городской теплосервис» составляют семь процентов, а в системе «Ульяновскэнерго» – двенадцать. Для состояния наших сетей хорошей проверкой была нынешняя зима. Морозы были все-таки крепкими, и мы пережили их без серьезных аварий.

Было несколько локальных, но жители их даже не заметили, без тепла никто не остался.

В прошлом году мы отремонтировали 35 километров сети, в нынешнем собираемся отремонтировать столько же. За последние четыре года нам передали 50 километров ведомственных сетей от предприятий-банкротов. Вот они изношены на все сто процентов.

Много сил и средств уходит на их восстановление.

– Как Вы оцениваете техническое состояние своего предприятия?

– Это хороший уровень. За последние годы «Гортеплосервис» серьезно продвинулся в развитии. Но об этом лучше говорить предметно, непосредственно на наших объектах.

Вручную задвижки уже не крутят

Осмотр объектов «Городского теплосервиса» начался с диспетчерской службы, продолжился на нескольких центральных тепловых пунктах (ЦТП) и завершился на производственной базе. Сопровождать журналиста и фотокора согласился главный инженер предприятия Владимир Егоров.

Сразу оговоримся, что охватить репортажем все хозяйство было нереально. Сети и объекты «Гортеплосервиса» – во всех районах Ульяновска за исключением нового города.

Одно из значительных достижений предприятия за последние годы – автоматизация центральных тепловых пунктов и диспетчеризация системы в целом.

Диспетчерская служба, поясняет нам Егоров, осуществляет полный контроль за состоянием сетей и режимом теплоснабжения в городе.

Реальный расход воды, ее температура, давление в системе – все на экране монитора. Если какие-то параметры сбиваются, вся информация тут же оказывается в руках специалиста, находящегося за пультом диспетчерской системы.

Все ЦТП и центральная диспетчерская имеют связь посредством радиосигнала.

Мы уже упоминали, что на балансе «Гортеплосервиса» – 101 централизованный тепловой пункт. Непосвященным в технические тонкости поясним, что именно на таких пунктах происходит расщепление воды на ту, которая поступает в систему отопления и в систему ГВС.

Здесь регулируется давление в сети, температурные показатели. Еще пару лет назад все эти функции выполнял оператор – вручную. Теперь задвижки никто не закрывает, вентили не крутит, процесс полностью автоматизирован. Это, как сказал Владимир Егоров, позволяет мягко и четко регулировать заданные параметры, а в конечном итоге – повышать качество услуги. Современное оборудование потребовало затрат, но в целом оно работает именно на потребителя. Для наглядности только один простой пример: допустим, на магистрали произошла нештатная ситуация, резко подскочило давление воды. В принципе это может привести к порыву во внутридомовой системе. Но автоматическое оборудование моментально реагирует на перемены и поддерживает параметры в норме.

В микрорайонах с закрытой системой теплоснабжения ЦТП сами готовятгорячую воду. Зато там не существует таких проблем, когда из горячего крана течет еле теплая вода.

«Гортеплосервис» оборудует свои пункты современными шведскими пластинчатыми подогревателями Alfa Laval. Как сказал Владимир Егоров, это оборудование на сегодняшний день лучшее, что есть в мире из техники этого плана. В микрорайоне завода «Искра» сети и тепловой пункт «Гортеплосервис» принял в 2003 году. В ту пору ЦТП там, как нам сказали, представлял плачевную картину. Сегодня – автоматика, чистота, но остался один подогреватель старого образца – кожухо-трубный.

В ближайшее время, по словам главного инженера предприятия, и он будет заменен на шведское оборудование. А пока можно сравнить, что было, с тем, что уже есть.

Еще один важный момент, на котором остановился Егоров: 78 процентов тепловой энергии, которую транспортирует «Теплосервис», проходит через систему учета.

В 2004 году город отдал «Теплосервису» полуразрушенное здание на улице Маяковского. На сегодняшний день там производственная база предприятия – гараж, ремонтная зона, зона мойки, покраски. Здесь располагается восемьдесят единиц техники и аварийные запасы.

Хотелось избежать каких-либо оценок по результатам вот такой производственной экскурсии. И всетаки справедливости ради нельзя не отметить, что она удивила. То, что в последнее время говорят о «Теплосервисе», больше ассоциируется с предприятием погибающим и безнадежно убыточным. Мягко говоря, эта репутация не очень клеится к увиденному. Объекты УМУП «Гортеплосервис» выглядели крепкими, добротными и современными. Понятно, что это не исключает того факта, что предприятие переживает непростые времена.

И еще: напоследок на производственной базе в камеру фотокора попал примечательный кадр. Труба ТЭЦ с ободранной и висящей клочьями теплоизоляцией и от нее – ответвление: две трубы «Гортеплосервиса», на которых изоляция в полном порядке. Не придерешься, ей Богу. Может, потому кому-то и хочется так сильно взять «Гортеплосервис» в свои руки?

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.