Нельзя рекламировать водку под видом воды

1 июля вступил в силу новый Закон «О рекламе», внесший изменения в регулирование рекламной деятельности. Прокомментировать новшества рекламного законодательства мы попросили начальника отдела по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на рынке финансовых услуг и рекламной деятельностью Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Ивана Спиридонова.

– Иван Иванович, чем, на Ваш взгляд, вызвано принятие нового Закона «О рекламе» и каковы основные отличия нового закона от старого?

– До 1 июля 2006 года рекламная деятельность в Российской Федерации регулировалась Федеральным законом от 18 июля 1995 года с таким же названием – «О рекламе». За 11 лет, несмотря на множество внесенных изменений, закон устарел и перестал отвечать реалиям времени. Кроме того, практика показала слабые стороны закона, многие из которых, несомненно, учтены в новом законе.

Новый Закон «О рекламе», прежде всего, отличается от старого полнотой раскрытия тех или иных требований к рекламе. Он более объемный и, на мой взгляд, более обстоятельный. Изменилась формулировка основных понятий рекламного законодательства – «реклама», «ненадлежащая реклама», «рекламодатель», «рекламопроизводитель», «рекламораспространитель», «потребитель рекламы», появились определения «спонсор» и «спонсорская реклама». Кстати, закон в качестве рекламы определяет любую информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Впервые в рекламном законодательстве появилось положение, призванное пресекать «зонтичную» рекламу. Новый Закон «О рекламе» признает недобросовестной и не допускает рекламу товара, запрещенного к рекламе, если она осуществляется под видом другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого сходны до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания первого товара. На практике это означает, что нельзя, например, рекламировать водку под видом одноименной минеральной воды.

Наконец-то появились требования к рекламе товаров, продаваемых дистанционно разного рода «телемагазинами» и службами типа «товары – почтой». Подобная реклама обязательно должна содержать наименование, местонахождение и государственный регистрационный номер продавца. Более подробно в законе прописаны требования к рекламе банковских, страховых и других финансовых услуг. Реклама финансовых услуг обязательно должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги. Если в соответствии со старым Законом «О рекламе» требовалось указывать в рекламе финансовых услуг все условия договора, в случае, если приводилось хотя бы одно из них, то по новому закону необходимо указывать только условия договора, влияющие на стоимость услуги или доход от услуги, в случае, если в рекламе финансовой услуги сообщается хотя бы одно такое условие. Например, если в рекламе кредита приводится процент годовых, то необходимо указывать и все остальные условия кредитного договора, влияющие на стоимость кредита.

– Много споров возникало по поводу использования в рекламе образов несовершеннолетних. Содержит ли Закон «О рекламе» запрет на использование образов несовершеннолетних в рекламе?

– Из закона исключено положение, запрещающее использование образов несовершеннолетних в рекламе товаров, непосредственно для них не предназначенных. Но это не означает, что дети могут присутствовать в любой рекламе. По-прежнему сохраняется запрет на использование образов несовершеннолетних в рекламе алкогольной продукции, пива, табачных изделий, азартных игр, оружия и продукции военного назначения.

– Старый Закон «О рекламе» обязывал указывать в рекламе сведения о лицензии, в случае, если рекламировалась услуга, подлежащая лицензированию. Сохранилось ли данное требование в новом законе?

Действительно, в старом законе подобное требование присутствовало. Другое дело, насколько уважительно по отношению к потребителям оно соблюдалось. Доходило до того, что в печатной рекламе сведения о лицензии указывались мельчайшими светло-серыми буквами на белом фоне, а в радиоэфире – произносились шепотом и скороговоркой, что, естественно, ничего, кроме раздражения, не вызывало. Абсурдно, но иногда создавалось впечатление, что рекламодатели в лицензиях видят что-то постыдное и поэтому всячески скрывают их. Особо грешили этим сотовые компании.

В новом Законе «О рекламе» требование об обязательном указании сведений о лицензии отсутствует, однако это не означает, что при производстве и распространении рекламы не надо обращать внимание на наличие или отсутствие разрешительных документов. В соответствии со статьей 7 закона не допускается реклама товаров (работ, услуг), на производство или реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Рекламораспространитель вправе потребовать у рекламодателя предъявления соответствующих документов.

– Много нареканий у поборников здорового образа жизни вызывает распространяемая в городе реклама сигарет и пива.

– Для рекламы табака и табачных изделий новым законом установлены более жесткие требования. Помимо ограничений к рекламе самих табачных изделий, введены ограничения на рекламу курительных принадлежностей – трубок, кальянов, зажигалок. Введен полный запрет размещения рекламы табака и табачных изделий в теле- и радиопрограммах. С 1 января 2007 года установлен запрет на размещение рекламы табака на рекламных конструкциях вне зданий, что практически означает запрет наружной рекламы табачных изделий.

Ограничения рекламы пива были внесены в рекламное законодательство относительно недавно, поэтому в новом Законе «О рекламе» они остались практически в неизменном виде. В частности, по-прежнему нельзя использовать в рекламе пива образы людей и животных. На мой взгляд, от введения в свое время данного требования качество рекламы пива не ухудшилось, а скорее даже, наоборот, улучшилось. Например, телевизионные ролики с рекламой пива стали креативнее.

– Кстати, какие «сюрпризы» нам ждать от телевизионной рекламы?

– Многих, наверное, обрадует то, что объем рекламы, транслируемой по телевидению, постепенно будет снижаться. Рекламные блоки могут иметь продолжительность не более четырех минут. Согласно старому Закону «О рекламе» в телепрограммах объем рекламы ограничивался 20лроцентами эфирного времени. В новом законе данное требование сохранено, однако только до 1 января 2008 года. С 1 января 2008 года максимальный объем телерекламы снижается до 15 процентов времени вещания, то есть до 9 минут в час.

С 1 июля 2006 года запрещено прерывать рекламой трансляцию спортивных соревнований – реклама допускается только в перерывах самих соревнований. Реклама спонсора также не может прерывать спортивное соревнование, она допускается только в начале и в конце трансляции или в перерывах соревнований.

Телевизионная реклама неуместна в скорбные для страны дни. Новый Закон «О рекламе» запрещает трансляцию рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации, как по телевидению, так и по радио. Один из местных телеканалов пренебрег данным требованием закона в день траура, объявленного по поводу недавней иркутской трагедии. В отношении канала управлением ФАС по Ульяновской области возбуждено два административных дела.

– Какие штрафные санкции установлены новым Законом «О рекламе»?

– Конкретные штрафные санкции за нарушение рекламного законодательства предусмотрены не Законом «О рекламе», а Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. В январе текущего года вступили в действие изменения в статью 14.3 кодекса, в результате которых максимальный штраф за нарушение законодательства о рекламе, налагаемый на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, был увеличен в десять раз – с 50 тысяч до 500 тысяч рублей. На мой взгляд, это является лишним подтверждением того, насколько серьезны намерения государства в борьбе с нарушениями рекламного законодательства.

И в конце хочется обратиться к тем, кто так или иначе связан с созданием или распространением рекламы. Во-первых, не относитесь к рекламе как к одному из способов обмана доверчивого клиента. Во-вторых, не думайте, что любую рекламу можно распространять в каком угодно количестве и где угодно. Законодательство Российской Федерации запрещает рекламу, неверно информирующую о реализуемом товаре или оказываемой услуге. Реклама ряда товаров и услуг имеет ограничения по способу, времени и месту распространения. А для того, чтобы не допустить нарушений рекламного законодательства, внимательно изучите новый Закон «О рекламе» – Федеральный закон от 13.03.2006 г. №38-Ф3.