В тюрьме тоже нищета

Перед пресс-конференцией в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний коллега посоветовал: «А ты спроси что-нибудь каверзное типа «И как там у вас, в тюрьме?». Отвечал на вопросы журналистов начальник Управления Михаил Санкин.

В нашей области две колонии общего режима, четыре строгого, детская воспитательная колония в Димитровграде, две колонии-поселения в Ульяновске и Ясашной Ташле, тюрьма. В общем, исправительных учреждений достаточно. Есть два СИЗО, скоро третий реконструируют. А КПЗ все равно не хватает катастрофически, говорит Санкин. Хотя существуют альтернативные меры пресечения – подписка о невыезде и тому подобное, – правоохранительные органы и суды предпочитают «упечь» подозреваемых на время следствия в СИЗО.

А поскольку существует норма «жилой площади» для заключенных (3,6 квадратных метра – в следственном изоляторе, в тюрьме – 2,5, в детской колонии – 5,9), то, как и на воле, есть проблема дефицита «жилья». Особенно если учесть, что сейчас в исправительных учреждениях области находятся 10724 человека, и, если сравнивать минувшие шесть месяцев с аналогичным периодом прошлого года, количество заключенных увеличилось на 1332 человека.

Значительно увеличилось число осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с умышленными убийствами, в том числе по найму, бандитизмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков. 59,2% заключенных под стражу – за решеткой впервые, остальные возвратились во второй, третий и больше раз.

Среди проблем – недостаточное финансирование. Как результат – низкий уровень зарплаты работников службы исполнения наказаний, говорит Михаил Санкин. На голом энтузиазме не все могут работать, вот порой и приходят на службу «случайные люди», но не задерживаются. Бывает, что, подкупленные, они передают заключенным запрещенные законом вещи: сотовые телефоны, алкогольные напитки и так далее. Может, кто-то думает, мол, негуманно лишать заключенных средств связи с родными, на самом деле таким образом пресекается, по убеждению Санкина, возможность сообщения с преступным миром: руководство действиями правонарушителей из-за застенков, указания сокрытия улик и так далее. А 18 июля в колонии №10 ее сотрудник совершил попытку передачи 12 граммов героина отбывавшему наказание. С помощью сотрудников наркоконтроля его задержали с поличным. Открыли уголовное дело.

Безденежье бьет и по быту заключенных. Конечно, ставшие притчей во языцех швейцарские тюрьмы навсегда останутся предметом вожделений наших зеков. Но элементарного ремонта в российских тюрьмах ждут годами и десятилетиями. В димитровградской детской воспитательной колонии для организации досуга юных правонарушителей нет ни клуба, ни стадиона, на все это требуется около 14 миллионов рублей, сетует Санкин. Сотрудники УИН уповают не на помощь государства, а на общественность – попечительские и родительские советы. Для привлечения общественности и предоставления возможности встречи с родственниками устраивают праздники – День колонии, День подразделения…

Есть ли льготы и привилегии для кого-то, например, для VIP-персон – и такой вопрос задали начальнику Управления. Нет, почти с негодованием ответил он, все сидят на равных условиях.