Обломов жив!
9-10 сентября этого года в Ульяновске пройдет первый Обломовский фестиваль. Его организаторами стали «Российский Фонд культуры», областное Управление по делам культуры, областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова, Музей И.А.Гончарова и газета «Ульяновск сегодня».
До самого последнего времени Илья Ильич Обломов жил, так сказать, инкогнито на своей малой родине в сердцах почитателей таланта И.А. Гончарова. И вот начинается новый этап этой великой жизни. За прошедшие годы Обломов сильно изменился.
Он успел побывать и за границей, где стал модной персоной и торговой маркой. В Европах Обломов-иностранец приглашает в кафе и рестораны, выступает на оперной сцене, блистает на киноэкране и даже в Интернете. «Ленивый барин» нашей литературы выступает сегодня и как положительный герой, воплощение загадочной «русской души». Вот с этим багажом Обломов и возвращается на родину в Ульяновск, где в гончаровском скверике, рядом с памятником И.А. Гончарову, его уже ждет столь любимый им «Философский диван».
Обломовский фестиваль, по замыслу его организаторов, должен внести свежую струю в культурную жизнь города. В его программе, наряду с выставкой «Знакомьтесь, Обломов!», присутствует и прагматичный конкурс на использование торговой марки «Обломов». Фестиваль представит россиян, которые не спешили жить, следуя «естественному ходу событий», но, тем не менее, оставили глубокий след в истории. В их числе князь Потемкин и фельдмаршал Кутузов, баснописец Крылов и поэты Языковы и, конечно, сам И.А.Гончаров. Фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» послужит прелюдией к диспуту «Обломов: pro et contre». А театрализованное представление с участием актеров театра, фольклорных групп и всех желающих придаст Обломовскому празднику еще и карнавальные черты.
Такой зигзаг судьбы Обломова вызван, конечно же, обстоятельствами рождения нашего героя, которые отнюдь не благоприятствовали его успеху у просвещенной публики. Гончаров относился к прогрессивно мыслящим людям своего времени и задумал в романе «Обломов» развенчать современную ему патриархальную, косную русскую действительность. И это ему удалось: он удостоился похвалы великого нашего критика Добролюбова, которую с благодарностью принял. Но вот парадокс: он выписал в итоге и нечто святая святых России. Два столь разных ее представителя – Обломов и Штольц, органично соединившись, сделали роман «Обломов» великим произведением. (Между прочим, антипод Обломова вначале носил русскую фамилию Почаев, но затем Гончаров сделал его, для усиления контраста, немцем.)
Пора, видимо, обратить более пристальное внимание на этот гениальный дуэт Гончарова: лучший друг Обломова – его антипод Штольц, а лучший друг Штольца – Обломов. Объяснение тут лежит, на первый взгляд, на поверхности: они отдыхают душой в обществе друг друга, вместе им по-настоящему хорошо, комфортно. Но не слишком ли поверхностно это объяснение? Оно оставляет без внимания то, что происходит с ними порознь…
Мы долго, весь ХХ век, выполняя заветы еще Добролюбова, по-ленински «трепали» Обломова в себе, избавлялись от его мягкости, доброты, сентиментальности, то есть, оборотной стороны лености. Избавились, но штольцевское счастье «освобожденного интернационального труда» оказалось призрачным, фальшивым. Без Обломова Штольц, как выяснилось, жить не может, как, впрочем, и Обломов без Штольца
Гончаров, по его собственному признанию, написал роман быстро, «как будто по диктовке», за два с небольшим месяца. «Многое явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне, что писать…»
Это «бессознательное» и оказалось гениальным прозрением Гончарова парадоксальной русской души. Как это ему удалось? Наш великий писатель был, конечно же, еще и философ. А все философы становятся, со временем, великими гурманами жизни, любителями «диоклетиановой капусты». То есть – немного Обломовыми…
Итак, Обломов отыскал в чулане свой неоконченный трактат и вознамерился продолжить свой труд на родине в Ульяновске. Ежегодные Обломовские фестивали и станут его новыми страницами. Очередные обломовские фантазии – усмехнется, пожалуй, сторонник добролюбовского скепсиса. Но на дворе уже иные времена, и – кто знает? – быть может, в недалеком будущем Ульяновск будет ассоциироваться не только с именем вождя мирового пролетариата, но и с Обломовым, воплощением русского самобытного характера?