Губернатор поковал и тяпнул, как и положено, 100 грамм водки
В воскресенье установкой ветрового органа завершился фестиваль «Поющий металл». Четырехдневный праздник собрал в Ульяновске кузнецов из 28 городов. Кроме того, в город для создания собственной палаты съехались ремесленники со всей Ульяновской области. К изготовлению органа каждый из кузнецов приложил свою руку, а точнее, свой молот. Среди «приложивших» была и одна женщина – единственная дама-кузнёц на ульяновском фестивале. О том, запел ли необычный музыкальный инструмент, зачем ульяновские ремесленники создали свою палату и каково женщине быть кузнецом, – наш материал. Кстати, каково кузнецом быть губернатору, мы тоже расскажем.
Нет такого слова
«А как по-русски правильно назвать женщину-кузнеца?» – спрашиваю я у Анастасии Куприяшиной, приехавшей к нам из Твери. Оказывается, за все время работы кузнецом, Настя такого слова не нашла. Обычно ее зовут на западный манер – «дама-кузнец». Зато нашлись истории про других женщин, обладавших той же профессией. К примеру, у кого-то из знакомых бабушка в начале XX века работала с прадедом-кузнецом. Бабушке в то время было лет 16, она была старшим ребенком в семье и помогала родителям зарабатывать деньги.
Свою необычность Настя осознала на кузнечном фестивале в подмосковном Бывалино, проходившем в июле. Там девушка практически не могла работать – к ней постоянно было приковано внимание журналистов. «Удивляются, что я такая маленькая, – объясняет она. – Почему-то считается, что женщина-кузнец должна быть высокой и мощной». Настя же-похожа на худенького мальчишку, но силой может поспорить и с мужчиной. Она пять лет занималась айкидо и именно благодаря спорту выбрала нынешнюю профессию, а заодно встретилась с будущим мужем – кузнецом Александром Куприяшиным. Познакомил их общий друг. Он вместе с Сашей ковал мечи для айкидо, а с Настей работал охранником в магазине. Однажды Настя пришла за мечом для айкидо в кузницу, да так там и осталась. Сначала вышла за Александра замуж, а потом и его профессию освоила. Саша, кстати, тоже кузнецом стал необычно. Он сначала был подручным у друга. Как-то друг пытался выковать меч, Саша смотрел-смотрел, взял и отобрал молот – стал сам ковать. Говорит, почувствовал, как надо делать – видимо, были предки-кузнецы. С тех пор с молотом и не расстается.
Побывав у наших кузнецов, Куприяшины узнали об особых кузнечных свадебных обрядах. Пожалели, что не знали раньше, когда регистрировали свой брак. Поэтому обсуждают возможность венчания в Ульяновске – чтобы после церемонии в церкви освятить свой союз в кузнице.
“Дайте нам заработать!”
Посмотрев на сплоченность кузнецов, вслед за ними в рамках фестиваля решили объединиться и все остальные ремесленники области. В субботу в Мемцентре состоялся их форум,- На нем было принято решение о создании Ремесленной палаты области. Председателем палаты был избран Андрей Натариус, директор ООО «Лита», занимающегося обработкой симбирцита. Цель работы палаты – помочь ремесленникам. Сейчас большинству из них приходится решать свои проблемы в одиночку. Объединение должно упростить этот процесс. Тем более что всемерную поддержку палате обещали губернатор, министр развития предпринимательства области, представители Ульяновской торгово-промышленной палаты и областного департамента развития предпринимательства. Среди первоочередных задач палаты – поиск места, в котором ульяновские ремесленники могли бы постоянно продавать свои изделия. Как говорили на форуме сами мастера: «Работать мы уже умеем, дайте нам место, чтобы заработать».
Орган промолчал
Изготовление ветрового органа продолжалось все четыре фестивальных дня. В пятницу кузнечную слободу у Мемориала посетил губернатор. И тоже стал кузнецом. Сергей Морозов вместе с еще несколькими чиновниками принял участие в церемонии посвящения. Губернатору пришлось взять в свои руки молот, немного поковать, а потом выпить поставленную на молот стопку водки -такова, по утверждению кузнецов, церемония вступления в профессию.
В воскресенье ветровой орган высотой в семь метров и весом в три тонны установили у здания филармонии. Специально для органа был заложен шестиметровый фундамент. Открывал орган губернатор, уже на правах кузнеца он разбил о металл бутылку шампанского. Кузнецы на радостях начали качать Александра Романова и Ивана Монастырского – основателей симбирского кузнечного дома «Корч».
Правда, музыкальный чудо-инструмент на все происходящее никак не реагировал – молчал, хотя все ждали от него первого звука. В конце концов молчание объяснили неветреной погодой – мол, когда будет буря, тогда и услышим. В будущем органу предстоит не только запеть, но и быть покрашенным – сейчас на металле видны следы ковки и ржавые потеки. Сергей Морозов, кроме того, обещал, что у органа будут проводиться церемонии выдачи дипломов каким-нибудь студентам, связанным с музыкой. А наши кузнецы, отпраздновав фестивалем 20-летие «Корча», вернулись обратно к работе. 27 августа их ждет кузнечный фестиваль в Донецке – приглашение было получено от украинских кузнецов.