Госдеп США льет воду на мельницу «Авиастара»

Американский госдепартамент ввел на днях санкции против одной из российских авиастроительных фирм, чем невольно мог сыграть на руку Ульяновскому авиационному заводу. Пока чисто теоретически.

Под гнев Америки попал концерн «Сухой», известный в основном как производитель военных самолетов «Су». Госдеп США посчитал, что «Сухой» сотрудничает с Ираном, нарушая тем самым какой-то внутренний американский закон, запрещающий компаниям иметь с Тегераном контакты. В качестве наказания всем штатовским фирмам теперь запрещено иметь дело с «Сухим». Этим-то госдеп и касается сферы деятельности «Авиастара».

Дело в том, что концерн «Сухой» занят в совместном с фирмой «Боинг» проекте по созданию нового самолета, называемого в прессе российским региональным и обозначаемого аббревиатурой КШ. После введения санкций «Боинг» будет вынужден из этого проекта выйти, в связи с чем застопорится, видимо, и сам проект.

Прямым конкурентом авиастаровским «ТУ-204» не является, он меньшей вместимости и другого класса. Но закавыка, задевающая «Авиастар», в нем все равно есть. Некоторое время назад на правительственном уровне принято решение о фактическом объединении российских авиазаводов в единую корпорацию. Параллельно идет (в основном за кулисами) выработка стратегии развития отечественного самолетостроения. То есть выбор перспективных моделей. В лидеры явно вырвался КВ.1. О нем много говорят и пишут, называя уже и потенциальный спрос в мире – несколько сот машин.

Вполне может быть, что славой ВРИ обязан прежде всего более пробивным, чем у фирмы «Туполев», и более щедрым на пиар в СМИ лоббистам. Во всяком случае, другие модели оказались в тени, и «Сухой» стал главным претендентом на получение государственных инвестиций в производство. Несмотря на то, что «ТУ-204», например, многими признается хорошей и надежной машиной.

Санкции госдепа неизбежно поведут к изменению ситуации. У КРи возникнут проблемы с иностранными партнерами, поскольку западные фирмы побоятся США и, скорее всего, не рискнут на сотрудничество с «Сухим». И либо «Сухой» встанет перед необходимостью поиска смежников в России, либо «Боинг». Как бы то ни было, но авиасообщество вспомнит и о других российских самолетостроительных фирмах. Это должно повысить их шансы на денежные вливания. Что-то перепадет, возможно, и «Авиастару».

Василий МЕЛЬНИК.

Р.S. Пока этот материал готовился к печати, стало известно, что «Авиастар» действительно ждут перемены к лучшему. В последние дни информагентства цитируют Главкома военно-воздушных сил РФ генерала Владимира Михайлова, заявившего, что из Узбекистана в Ульяновск будет переведено производство новой модели военно-транспортного самолета «ИЛ-76 МФ». В серию эта модель пока не пошла, но испытания закончились еще в прошлом году. Среди прочего «ИЛ-76 МФ» будет оснащаться двигателями ПС-90, отвечающими международным экологическим

требованиям. Главком ВВС считает этот момент очень важным, поскольку сейчас, например, для «ИЛ-76 МД» закрыто большинство европейских аэродромов.

Поворот в судьбе «ИЛ-76 МФ» – уже второй такого рода в российском самолетостроении. Не так давно Россия вышла из совместного с Украиной проекта по созданию принципиально новой военно-грузовой машины «АН-70». Собственно это и стало прелюдией к усилению линии «ИЛ-76». «Авиастару» перевод «грузовика» из Ташкента обещает солидное финансирование из бюджета Минобороны.