20 млн. рублей выделено из бюджета Ульяновской области на ликвидацию пробок на мосту через Волгу. Об этом 8 августа на заседании областной Комиссии по чрезвычайным ситуациям заявил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

Наш мост знаменит не только тем, что его железнодорожная часть стоит уже почти сто лет, и пролеты, поставленные при царе, до сих пор служат верой и правдой всем правительствам, сколько автомобильной частью с её ежедневными пробками. Из-за его низкой пропускной способности в часы пик или при малейшей остановке транспорта пассажиры и водители вынуждены ждать часами, пока им выпадет счастье попасть домой или на работу. То, что эти пробки – словно затычки в экономике города и области, понятно любому.

Предложения, как повысить пропускную способность моста обсуждались еще зимой. Чиновники и представители ГИБДД полагали, что надо расширить дорогу перед мостом, сделав подъездные карманы и пешеходный мостик у остановки «Заречная». Пешеходы, конечно, будут рады мостику – им больше не придется рисковать жизнью при попытках пересечь бесконечный ревущий поток, но проблемы пробок это не решит, поскольку практически на них не влияет. Тем более – карман. Существуют законы физики, которые нельзя обойти, или изменить постановлением губернатора или мэра. Если краник маленький, то воды через него больше не протечет, какой бы широкой не делали трубу. Надо или краник сделать шире, или напор увеличить. Третьего не дано. В начале марта в «Российской газете» я уже излагал мнения специалистов, которые утверждали: для увеличения пропускной способности моста, если нет возможности его расширить, необходимо увеличить скорость потока машин. А для этого исключить провалы на стыках пролетов, у каждого из которых останавливаются автомобили, установить (вместо ныне неработающей) систему видеонаблюдения за каждым участком моста и обеспечить быстрое устранение проблем остановившегося на мосту неисправного транспорта, для чего иметь маленький маневренный эвакуатор, способный развернуться на небольшом участке. После можно ставить знак ограничения скорости «не ниже 60 километров в час». И все. Как влияет скорость автомобильного потока на пропускную способность моста, наглядно показала смена железнодорожного пролета этим летом, когда любопытные водители всего лишь притормаживали, чтобы посмотреть, как это происходит. В результате тут же образовалась многокилометровая пробки. Мзза такого любопытства водителей многие жители города так и не смогли попасть в тот вечер домой.

Мнения, изложенные в «РГ», потом повторила областная газета, близкая по своим позициям к губернатору, казалось, вот-вот – и разумное решение будет найдено. Но недавно устами чиновников областного правительства и мэрии Ульяновска вновь были озвучены старые планы с карманом. Более того, губернатор даже заявил, что это увеличит пропускную способность на 30 процентов. Кто мог сказать такое губернатору – сейчас гадают специалисты. Знающие люди утверждают, что 20 миллионов могут «уйти в песок».

– Такое решение – бред, бессмыслица – говорит директор Инженерного центра Виктор Васильев, который, будучи начальником Дирекции строительства мостового перехода, занимался экспертизой состояния автомобильного моста. – Создается впечатление, что чиновников ввели в заблуждение люди, желающие получить выгодный подряд или просто «отмыть» деньги. У нас уже делали карман на правом берегу, но пробки остались. Есть же четкая формула пропускной способности, и в данном случае проблему решает только скорость.

Найти же грамотное инженерное решение, чтобы сгладить стыки пролетов (и, кстати, тем самым исключить дополнительную ударную нагрузку на мост от проезда автомобилей), совсем несложно, считает Васильев, – было б только желание.

Вариантов «карманного» объяснения всего два: или и вправду чиновники недостаточно грамотные, или дело все-таки кармане. В чьем-то, кто хочет без труда освоить легкие деньги. Третьего, как говорится, не дано.

Жалко, если деньги будут выброшены впустую, не решив проблемы, – их и так у нас хронически ни на что не хватает.