Странный, все-таки, казус: все реформы в России затевались всегда с самыми благими намерениями, однако стоило довести дело до практической их реализации, то результаты зачастую не только этим благим намерениям не отвечали, но отвечали чему-то прямо противоположному.

О реформе местного самоуправления начали говорить, помнится, года с 2002-го. Говорили много и правильно, приняли 131-й Федеральный закон, ну и, наконец, стали проводить его в жизнь на местах. Создали новые муниципальные образования – сельские и городские поселения, выбрали в них свои власти, и с 1 января 2006 года эти власти приступили к работе.

Калмаюрское сельское поселение Чердаклинского района мало чем отличается от своих соседей. Проблемы те же: полномочия новым муниципальным образованиям дали, полномочия большие, а вот насчет денег…

Калмаюрское поселение – это шесть сел: два Калмаюра – Татарский и Чувашский, Поповка, Коровино, Уразгильдино и Андреевка, и деревня Камышовка. Три с половиной тысячи жителей. Большинство – пенсионеры. Молодежи мало. В огромной по сельским масштабам школе Татарского Калмаюра, рассчитанной на 700 учеников, учатся сейчас 200 с небольшим. Это. кстати, включая учеников-старшеклассников из тех сел поселения, где есть только

начальные школы. А в первом классе в этом году не будет и десяти человек.

Первая причина такого положения дел та, что в 80-е, когда строился «Авиастар», многие местные жители отхлынули в Новый город. Потом появились другие причины – упадок сельского хозяйства (из 25 тысяч гектаров пашни обрабатывается сейчас только семь), и, соответственно, безработица и все прочие сопутствующие ей социальные беды. Ведь это поселение – полностью сельскохозяйственное, и, кроме сельхозпредприятий, да еще бюджетных учреждений и магазинов, работать здесь негде. Ни одного, самого маленького, промышленного предприятия не было с советских времен.

И вот властям такого муниципального образования поставлены боевые задачи – содержать в порядке дороги, решать коммунальные проблемы, и еще многие другие. И названы средства для этого. Это два налога – земельный и налог с имущества физических лиц.

На дверях магазина читаю объявление сельской администрации, предлагающее владельцам земельных паев уплатить земельный налог в размере от 369 рублей (жителям Уразгильдина) до 551 рубля (жителям Поповки). Читаю и предаюсь грустным мыслям. Представляю себя на месте владельца пая. Хорошо, если этот пай арендует сельхозпредприятие и платит за него если не деньгами, так натурой- сеном, комбикормами для скота, хлебом. А если он в числе тех 18 тысяч га, что травой поросли? Какой смысл мне за него отдавать хоть 500 рублей, хоть 300? Да хоть сколько-нибудь? Не проще ли и лучше от такой горе-собственности отказаться? О финансовой ситуации в поселении мы поговорили с его главой Зуфяром Ахметовым.- Трудная ситуация, – честно говорит Зуфяр Мунипович.- Очень трудная. Пока, правда, выкручиваемся, но за счет чего? За счет дотаций. Налоги стараемся собрать, но много ли дадут те налоги? Вот налог с имущества физических лиц. Это имущество – дома. Их инвентаризационная стоимость в среднем от 30 до 50 тысяч, а налог составляет 0,1% от инвентаризационной стоимости. Посчитайте, сколько мы в год соберем?

Я считаю. Три с половиной тысячи жителей, – значит, домов семьсот-восемьсот, не больше. Хорошо, для ровного счета пусть будет тысяча. Одна десятая процента даже от пятидесяти тысяч рублей – пятьдесят рублей. Умножаю…

– В самом невероятном случае – пятьдесят тысяч рублей, – сообщаю я своему собеседнику.

– Вот именно, что в самом невероятном.

– Что же на подобные “бешеные” деньги можно сделать? Это просто чудеса какие-то.

– А мы все-таки делаем. Вот отремонтировали недавно местное кладбище. Пусть кое-где, но

чуть-чуть починили дороги – щебенкой засыпали. Свое предприятие ЖКХ создали, – оно

пока, к сожалению, без технической базы, и выступает лишь в качестве заказчика ремонтных

работ, выполняют их приглашаемые организации. Но надеемся со временем создать и базу,

одно из СПК уже передало нам на баланс экскаватор. Чинить его, правда, еще и чинить… А в

селе Поповка по инициативе самих же жителей смогли открыть памятник их земляку-герою,

полному кавалеру Ордена Славы Давли Киямову. Тут, конечно, нам помогали, если можно

так выразиться, извне, а особое спасибо хочу сказать нашему депутату, председателю

областного парламента Борису Ивановичу Зотову

– То есть, вы считаете, поселения были правильно созданы?

– В принципе, мы вернулись к тому, что было до 1992 года – большие сельсоветы, объединяющие несколько сел, с собственным бюджетом, вместо администраций в каждом селе без собственного бюджета. Эта система хорошо работала тогда и может, конечно, хорошо заработать и вновь. Если только сельское хозяйство возродится.

О положении в сельском хозяйстве Калмаюрского поселения мы уже говорили – оно аховое. Правда, на общем фоне отрадно смотрится ситуация в ООО «Поповка» (бывший колхоз «12 лет Октября»), где сохранилась техника – 8 комбайнов, свыше тридцати тракторов, где обрабатывается почти четыре тысячи гектаров земли, работают свыше ста человек, имеются мельница, пекарня, гороховый цех. Но директор ООО Азат Яруллов достижениями похвалился лишь под конец разговора, и не очень охотно. Больше упирал на проблемы:-

Закупочные цены душат. Фактически и зерно, и молоко отдаем задаром. Не знаю, что

делать. Устал.

Через минуту уставший Азат Нагимович, однако, говорит:

– А все-таки попробуем выдержать. Будем бороться. Я ведь местный, и ухолить из родного

села никуда не хочу… Вот такие дела в Калмаюрском поселении – одном из полутораста таких же по всей области. Не очень отрадная картина, надо признать. Однако люди здесь рук, как видим, не опускают.

Любые реформы и новации переносят стойко, хранят память о выдающихся земляках и

надеются на лучшее будущее.

Протянут ли им вышестоящие власти руку помощи?