АЗС порождают самое активное противостояние между жителями и застройщиками. В «борьбе» против заправок проявляются не только недостатки законодательства, но и негативные черты людей у власти (бюрократическая волокита, мздоимство, пренебрежение законом, трусость и бездействие). Всё это нашло подтверждение на примере приостановленного строительства двух АЗС – на Верхней Террасе и в новом городе. И, хотя строительство обеих АЗС решением суда приостановлено, это не означает полного его прекращения. Судебные процессы продолжаются…
АЗС…
в новом городе
«ДЗ» уже писала о протесте жителе нового города против строительства АЗС на пересечении проспектов Филатова и Ленинского комсомола. Дело дошло до арбитражного суда, в котором областная прокуратура требовала признать недействительными постановления главы Ульяновска о разрешении строительства заправки и договор аренды земельного участка под АЗС фирме «РОСТА».
Напомню: жители домов №11 по Ленинского комсомола и №9 по Филатова выступили против сооружения заправки. 19 апреля, в день, когда началась установка строительного забора, Екатерина Пугачева, проживающая в доме №11, отнесла в Заволжскую администрацию письмо, подписанное тремя десятками человек. Инициативная группа, возглавляемая Пугачевой, попыталась выяснить – насколько законно строительство. Их беспокойство было вызвано тем, что в этом районе – засилье открытых автостоянок, гаражных комплексов, на небольшом расстоянии от домов находится канализационно-насосная станция. Ближайшая заправка расположена буквально в трехстах метрах от строящейся. Но на таком же расстоянии – роддом и детская больница. Сомнение в выводах экологической экспертизы а также ненадлежащее, как считают жители, исследование общественного мнения по поводу строительства АЗС «подогрело» протест.
Выяснение законности строительства натолкнулось не только на безразличие чиновников, но и на грубость. Получить какие-либо документы, подтверждающие правомочность действий застройщиков, можно было только благодаря неимоверной настойчивости и терпению. Темпы, с которыми сооружалась заправка (работали по ночам, на Пасху), заставили людей действовать чрезвычайно активно: собрано около 500 подписей протеста, вопрос рассмотрен на гордуме, мэр обещал остановить строительство. Но все это было только на словах: ни одного документа никто не подписал. И на сходе 10 мая, под дождем, люди перекрыли проспект. Итог – потасовка с недовольным водителем легковушки, милиция, неотложка (прорывающаяся маршрутка сбила мужчину).
В конце мая инициативную группу принял губернатор. Он пообещал создать рабочую группу и оказать юридическую помощь новогородцам в представлении их интересов. Заканчивая совещание, Сергей Морозов в ответ на обеспокоенность Пугачевой скоростью строительства (к этому времени закопали 5 емкостей под горючее, соорудили здание и навес для автомобилей) сказал, что строительство будет остановлено. А если все же АЗС построят? – не унимались инициаторы протеста. «Снесем», – пообещал губернатор…
Днем раньше, в результате вмешательства областной прокуратуры, областной арбитражный суд принимает обеспечительные меры: приостанавливает строительство. 4 августа судья Ю. Каданцев принимает решение: «В иске отказать». Прокуратура собирается обжаловать это решение…
АЗС…
на Верхней террасе
Ситуация со строительством АЗС на Верхней террасе имеет более давнюю историю. В ульяновских газетах по этому поводу было опубликовано больше 20 статей. Суть спора между жителями и застройщиком – фирмой «Поволжье-Автоснаб» типична… Застройщик утверждает, что документы на строительство получены в полном объеме, все в порядке. А жители утверждают, что их права нарушены…
История строительства АЗС началась в 1999 году, а протесты – в 2002, когда жители поняли, что заправка будет строиться рядом с их домами. Дело в том, что расположение строений в этом районе Верхней террасы запутанное: логика нумерации зданий на улицах Димитрова и Гоголя понятна, наверное, только проектировщикам. Короче, указанное в объявлении место строительства заправки – ул. Димитрова, оказалось в аккурат между домами №34 по улице Гоголя и №42 по Тельмана (через дорогу напротив спортивного комплекса «Олимп»)… А дальше… Дальше набившее оскомину развитие событий… Как утверждают жители, при опросе общественного мнения о стройке АЗС речи не было: говорили о парикмахерской и магазине… Потому жители стали обращаться к Шаманову, Романенко, в городскую думу… В 2004 протесты стали более активными, а пик пришелся на 2005 год. После вмешательства областной прокуратуры строительство было приостановлено, а в феврале этого года арбитражный суд (судья Г. Садило) решил: признать постановления мэра о разрешении фирме «Поволжье-Автоснаб» строительства АЗС и договор аренды участка недействительным: нарушен градостроительный кодекса РФ, который не допускает размещения АЗС в жилой зоне… Но это решение было обжаловано в окружном арбитражном суде, в Казани, который постановил «передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда». Заседание ульяновского суда состоялось в конце июля, очередное – в сентябре…
«ЗА» – за деньги?
Жители Верхней террасы провели десять сходов, участвовали в пяти заседаниях арбитражного суда. Причем в самые сильные морозы. А приезжало их столько, что в зал суда приносили дополнительные стулья: не хватало места… Представители инициативной группы ездили на суд и в Казань, а деньги им на дорогу собирали всем миром. Ночью – в поезде, утром – в Казани… А что пришлось пережить некоторым из них, самым активным… У меня есть теперь возможность сравнить протесты против 2-х АЗС – в новом городе и на Димитрова.
Застройщики, как вы понимаете, тоже предпринимали ответные действия на протесты… Статьи в газетах о хороших перспективе строительства АЗС – чистота, порядок, освещение, зеленые насаждения… Обещания благоустроить придомовую территорию, поставить домофоны, отремонтировать подъезды… Если не удавалось уговорить всех, то переключались на самых активных… Остается только догадываться, почему некоторые из них вдруг круто меняли свою позицию. Сначала они заявляли, что «В нашем районе уже 6 АЗС. В наших домах молодые люди за деньги собирают подписи жителей. Они не сказали, что будет строиться стоянка, а сказали, что будет строиться комплекс с магазинами и парикмахерской…» а три месяца спустя подписывались в газете под письмом: «Строительство АЗС принесет микрорайону такой необходимый для нас комплекс услуг: магазин, парикмахерская, детское кафе…» Возможно, это было искреннее заявление одного и того же человека, но люди говорят другое: купили… Как догадались они и о том, что публикация альтернативного мнения в газетах оплачена…
Парк вместо бурьяна
Но большинство жителей Верхней террасы не остановили обещания застройщиков, приватные разговоры с ними, телефонные угрозы, и даже случайные неприятные происшествия с родственниками или близкими. Поверьте, я знаю, о чем говорю: изучение ситуации вокруг двух АЗС дает мне на это достаточные основания. Правда, по известным причинам, люди просили не называть их имен. Но рассказывали мне о внезапных отключениях домашних телефонов, о попытках «подкупа» застройщиками, и даже – о приводе в милицию. Закончится ли судебный процесс в сентябре – неизвестно. Но застройщик уже вывез плиты со строительного участка. И бетонный забор ограждает лишь заросший бурьяном фундамент…
Настойчивость жителей проявилась не только в противодействии строительству АЗС. Они предложили устроить на этом месте детский парк и заявили о готовности принять активнейшее участие в этих работах. И недавно получили ответы из мэрии и правительств области о корректировке сметы экологического фонда Ульяновска в третьем квартале и выделении 50 тыс. руб. для разработки проектно-сметной документации на размещение зеленой зоны…
СУД
В обоих судах областная прокуратура заявляла практически одни и те же основания для отмены постановлений главы Ульяновска о разрешении строительства АЗС: нарушение требований Земельного и Градостроительного кодексов, федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Правил землепользования и застройки в Ульяновске.
Тем не менее, в решениях разных судов и судей нет одинаковых ответов на одни и те же вопросы. Суды до сих пор «спорят» – относится ли АЗС к опасным объектам? Считается ли «скромное» объявление в газете о начале строительства АЗС достаточным для информирования населения? Какой способом учета мнения жителей следует признать законным (сход, сбор подписей, публичные слушания и т.д.)? Можно ли строить АЗС в жилой зоне (Верхняя терраса) или в зоне природных ландшафтов (новый город)?..
В чем причина разных ответов? В прорехах законодательства или том самом «дышле», которое можно развернуть, например, за деньги? Ведь Екатерина Пугачева, присутствовавшая на заседаниях суда, сообщила на сходе 16 мая о некоторых «откровениях» застройщика. Дескать, он имел неосторожность похвастаться тем, что у него столько денег, что любой суд выиграть можно…
От автора
Вокруг АЗС может возникнуть, без преувеличения, взрывоопасная ситуация. 1500 подписей протеста собранных на Верхней террасе и 700 в новом городе – факт серьезный. Вокруг «протестантов» уже вьются разного рода «политики» и представители оппозиции мэра. Собираются обратиться к губернатору предприниматели, выступающие в защиту строительства АЗС в новом городе.
В итоге становятся более четкими (и противоположными!) точки зрения на одну и ту же проблему жителей и – предпринимателей, жителей и – власти, губернатора и – арбитражного суда, суда и – прокуратуры. Так что, заявление Сергея Морозова «Снесём!» и решение суда «Отказать!» по большому счету переходит на второй план.
На первый выходит – необходимость взвешенного и беспристрастного решения. Решения – где поставить запятую: «Снести нельзя, отказать!» или «Снести, нельзя отказать!»? Трудная задачка. Но нужно «решить, нельзя откладывать».